На главную

 

Сочинения

 

Дополнительно

 

Ссылки

 

Контакты

 

www.sochinenia2005.narod.ru

 

А.А.Ахматова

Поэзия Анны Ахматовой.

А.А.Ахматова творила в очень сложное время, время катастроф и
социальных потрясений, революций и войн. Поэтам в России в ту бурную
эпоху, когда люди забывали, что такое свобода, часто приходилось выби-
рать между свободным творчеством и жизнью.

Но несмотря на все эти обстоятельства поэты по-прежнему про-
должали творить чудеса: создавались чудесные строки и строфы.

Источником вдохновения для Ахматовой стали Родина, Россия, по-
руганная, но от этого ставшая еще ближе и роднее. Анна Ахматова не
смогла уехать в эмиграцию, так как она знала, что только в России мо-
жет она творить, что именно в России нужна ее поэзия.

Не с теми я, кто бросил землю

На растерзание врагам.

Их грубой лести я не внемлю,

Им песен я своих не дам.

Но давайте вспомним начало пути поэтессы. Ее первые стихи поя-
вились в России в 1911 году в журнале "Аполлон", а уже в следующем го-
ду вышел и поэтический сборник "Вечер". Почти сразу же Ахматова была
поставлена критиками в ряд самых больших русских поэтов. Весь мир ран-
ней, а во многом и поздней лирики Ахматовой был связан с А.Блоком. Му-
за Блока оказалась повенчанной с музой Ахматовой. Герой блоковской по-
эзии был самым значительным и характерным "мужским" героем эпохи, тог-
да как героиня поэзии Ахматовой была представительницей "женской" поэ-
зии. Именно от образов Блока во многом идет герой ахматовской лирики.
Ахматова в своих стихах является в бесконечном разнообразии женских
судеб: любовницы и жены, вдовы и матери, изменявшей и оставляемой. Ах-
матова показала в искусстве сложную историю женского характера передо-
вой эпохи, его истоков, ломки нового становления. Вот почему в 1921
году, в драматическую пору своей и общей жизни, Ахматова сумела напи-
сать поражающие духом обновления строки:

Все расхищено, предано, продано,

Черной смерти мелькало крыло,

Все голодной тоской изглодано,

Отчего же нам стало светло?

Так что в известном смысле Ахматова была и революционным поэ-
том. Но она всегда оставалась и поэтом традиционным, поставившим себя
под знамя русской классики, прежде всего Пушкина. Освоение пушкинского
мира продолжалось всю жизнь.

Есть центр, который как бы сводит к себе весь остальной мир
поэзии, оказывается основным нервом, идеей и принципом. Это любовь.
Стихия женской души неизбежно должна была начаться с такого заявления
себя в любви. В одном из своих стихотворений Ахматова называла любовь
"пятым временем года". Чувство, само по себе острое и необычайное, по-
лучает дополнительную остроту, проявляясь в предельном кризисном выра-
жении - взлета или падения, первой встречи или совершившегося разрыва,
смертельной опасности или смертельной тоски. Потому Ахматова так тяго-
теет к лирической новелле с неожиданным, часто прихотливо-капризным
концом психологического сюжета и к необычностям лирической баллады,
жутковатой и таинственной ("Город сгинул", "Новогодняя баллада").

Обычно ее стихи - начало драмы, или только ее кульминация, или
еще чаще финал и окончание. И здесь она опиралась на богатый опыт
русской уже не только поэзии, но и прозы:

Слава тебе, безысходная боль,

Умер вчера сероглазый король.

А за окном шелестят тополя:

Нет на земле твоего короля...

Стихи Ахматовой несут особую стихию любви-жалости:

О нет, я не тебя любила,

Палила сладостным огнем,

Так объясни, какая сила

В печальном имени твоем.

Мир поэзии Ахматовой - мир трагедийный. Мотивы беды, трагедии
звучат в стихотворениях "Клевета", "Последняя", "Через 23 года" и дру-
гих.

В годы репрессий, тяжелейших испытаний, когда ее мужа расстре-
ляют, а сын окажется в тюрьме, творчество станет единственным спасени-
ем, "последней свободой". Муза не покинула поэта, и она написала вели-
кий "Реквием".

Таким образом, в творчестве Ахматовой отражалась сама жизнь;
творчество было ее жизнью.

Создание и поддержка сайта: © Jon 31 December, 2004 - 15 February 2005

Все права защищены. При использовании материалов сайта ссылка обязательна.

Сайт создан в системе uCoz