На главную

 

Сочинения

 

Дополнительно

 

Ссылки

 

Контакты

 

www.sochinenia2005.narod.ru

 

А.А.Блок.

Борьба двух "миров" в поэме Блока "Двенадцать".

Александр Блок прошел огромный путь от камерного поэта, воспе-
вавшего "розовое облако грез" и "милого воина", "одетого в серебро",
до создателя поэмы "Двенадцать", с огромной силой выразившего страшную
" музыку разрушения" и тоску по другой музыке, музыке "нового века",
который "взойдет средь всех несчастных поколений".

Поэма "Двенадцать" -одно из самых сильных и современных произ-
ведений русской поэзии начала XX века. Это непредвзятый, объективный
дневник революционных событий.

В основе произведения конфликт, борьба старого и нового, борь-
ба двух "миров". Поэт выступает за созидание в революции, а не за раз-
решение. Его влечет поэзия революции, но пугает русский бунт, которого
так боялся еще Пушкин.

Поэма "Двенадцать" построена на контрастах: "Черный вечер. Бе-
лый снег. Ветер, ветер!" Контрастны по своему изображению "буржуй на
перекрестке", "невеселый товарищ поп" и идущие "двенадцать человек".
Автор сочувственно относится к красноармейцу Петрухе, который не вор,
не убийца. Он идет сокрушать старый мир. "Стоит буржуй, как пес голод-
ный, стоит безмолвный, как вопрос, и старый мир... стоит, поджавши
хвост".

Ничто не может противостоять стихии народной революции. Но со-
зидание сложнее разрушения. Нравственно-эстетический конфликт поэмы -
столкновение добра и зла, будущего и прошлого - в самих людях. На
авансцену вышли прежде всего обездоленные и униженные. Автор сочувс-
твует им. Но каждый ли способен выдержать экзамен на звание нового че-
ловека. Революция изображена у Блока с человеческим лицом, а не с
кровью и убийством. Революция Блока несет добро и справедливость, по-
тому что: "нежной поступью надвьюжной, снежной россыпью жемчужной, в
белом венчике из роз - впереди - Исус Христос".

Последняя фраза вполне поясняет революционный триумф в христи-
анском понимании поэта. В конце поэмы мы видим уже не "голытьбу", а
революционный народ, идущий в будущее "державным шагом".

В этом произведении показано восприятие Октября интеллигентным
поэтом. Не будучи революционером, соратником большевиков, "пролетарс-
ким" писателем или "выходцем из низов", Блок принял революцию, но при-
нял Октябрь как роковую неизбежность, как неотвратимое событие исто-
рии, как сознательный выбор русской интеллигенции, приблизившей тем
самым великую национальную трагедию.

Отсюда его восприятие революции как возмездия старому миру.
Революция - это возмездие бывшему господствовавшему классу, оторванной
от народа интеллигенции, рафинированной "чистой", в значительной сте-
пени элитарной культуре, деятелем и творцом которой он был сам.

 

А.А.Блок

Лирический герой в поэзии А.А.Блока.

 

Имя Александр Александровича Блока тесно связано в сознании
читателей с символизмом. Это литературное течение, прийдя в Россию из
Западной Европы на рубеже 19 и 20 веков, обогатившись достижениями
русской стихотворной традиции, дало литературе множество замечательных
произведений, среди которых поэзия Блока. Образы, созданные им, зани-
мают особое место.

Своеобразие позиции поэта во многом уже отразилось в первые
годы его творчества в образах лирического героя. Характерно в этом от-
ношении стихотворение "Фабрика". С одной стороны, обращение поэта-сим-
волиста к реальности, к социальной тематике уже говорит само за себя.
Но, с другой стороны, символическая философия, понимание своего места
в жизни также весьма показательны. Стихотворение рисует три образа:
собравшихся у ворот людей, "недвижный кто-то, черный кто-то", считаю-
щего пришедших, и, наконец, лирический герой, говорящий: "Я вижу все с
моей вершины..." Нахождение на вершине -это как бы начальная точка
творчества самого поэта, из которой он шел вместе со своим лирическим
героем к реализму.

Ранние стихотворения Блока пронизаны образом Прекрасной Дамы.
Его раскрытию и постижению поэт посвятил целый цикл стихотворений. Пе-
ред читателем открывается особый мир влюбленного человека, влюбленного
поэта. /Ведь не секрет, что этот цикл был посвящен Любови Дмитриевне
Менделеевой, жене поэта/. Поэт преклоняется перед идеалом красоты и
женственности и ощущает себя рыцарем, отдающим жизнь служению своей
Даме. В стихотворении "Вхожу я в темные храмы...", поводом для созда-
ния которого стала встреча в Исаакиевском соборе Блока с Л.Д.Менделее-
вой, перед лирическим героем появляется образ, который сравним с пуш-
кинской Мадонной. Это "чистейшей прелести чистейший образец". Лиричес-
кий герой этого периода творчества Блока - романтик, для которого лю-
бовь является высшей ценностью.

Образ-символ получил другое освещение в стихотворении, ставшем
символом самого поэта, "Незнакомка". Тема этого стихотворения может
быть выражена следующей фразой: идеал, потребность красоты приходит в
соприкосновение с отталкивающей реальностью. Эту двойственность поэт
отразил и в композиции произведения: оно делится на две части. Первая
часть пронизана настроением ожидания "друга единственного" - мечты,
идеального образа Незнакомки. Но место встречи с ней - трактир. Умело
нагнетая описанием пейзажа, использованием звукового ряда ощущение
пошлости происходящего, автор мотивирует состояние лирического героя.
Появление Незнакомки во второй части на время преображает действитель-
ность для героя, что в художественном плане выражается в перемене всех
оценочных эпитетов, образов природы на противоположные. Они как бы ос-
вещены с другой стороны. Итог же - возврат в реальный мир, невозмож-
ность спрятаться в забытьи. Единственное возможное - продлевать его:
"Ты право, пьяное чудовище, Я знаю - истина в вине."

В этом стихотворении проявляется тонкий психологизм в раскры-
тии образа лирического героя, смена его состояний очень важна для Бло-
ка.

Разработка подобных образов в малой стихотворной форме все же
не давала возможности полно раскрыть их внутренний мир, эволюцию во
времени. Это удалось сделать в поэме "Соловьиный сад". Основа сюжета
этой поэмы - неизбежность возврата лирического героя из мира сладких
грез и любви в реальность. Герой обретает новое, общечеловеческое зна-
чение. Так, многие образы поэмы имеют библейское звучание. На осле
ехал Иисус, чтобы указать праведный путь, истину. Сад и его хозяйка -
это Адам и Ева. Сад и остальной мир разделены только оградой, но, вой-
дя в него, лирический герой теряет свое место в той жизни, куда он по-
том неизбежно должен вернуться.

В поэме решаются философские проблемы: выбора жизненного пути,
любви. Герой обогащен новым знанием, но он и опустошен беззаботным
счастьем.

Образ опустошенного жизнью, с нелегкой судьбой человека появ-
ляется в стихотворении "О доблестях, о подвигах, о славе". Это стихот-
ворение автобиографично. Ведь незадолго до создания этого стихотворе-
ния Блока покинула его жена. Поэтому становится ясна неразрывная связь
лирического героя с самим поэтом. В каждом его стихотворении этот об-
раз несет не только конкретную лирическую нагрузку, но и становится
провозвестником общечеловеческих идей, вечных ценностей. Но Блок не
уходит и от конкретных, реальных событий. В синтезе реального и иде-
ального, в отражении внутреннего мира поэта во всей его глубине и сос-
тоит сущность лирического героя. Он полностью отразил эволюцию поэта,
при этом сам многократно изменяясь.

 

А.А.Блок и С.А.Есенин.

Тема любви в поэзии А.А.Блока и С.А.Есенина.

 

Творческий путь как А.А.Блока, так и С.А.Есенина был сложным и
трудным, исполненным резких противоречий, но в конечном счете прямым и
неуклонным. Я думаю, что понять поэта - это войти в мир его волшебс-
тва, приобщиться к тайне восприятия им окружающего нас мира. А мир
А.Блока и С.Есенина - это их Родина и все, что с ней связано.

"Чувство родины - основное в моем творчестве", - так писал
С.А.Есенин. но и Блок любил повторять, что все его творчество о Рос-
сии. И у него на эту тему были написаны стихи: "Русь", "Россия", цикл
"На поле Куликовом". Глубоко, просто и отчетливо сказал он о судьбах
матери-родины:

Идут века, шумит война

Встает мятеж, горят деревни,

А ты все та ж, моя страна,

В красе заплаканной и древней.

Но тайна неотразимого воздействия Блока в том, что в любом,
самом интимном чувстве поэта нас покоряет напряженность его отношения
ко всей жизни - к смыслу человеческого существования, к благородству
душевного облика человека, к собственному долгу служить правде и кра-
соте.

Один из величайших лириков века, Блок, создал грандиозные по
значению циклы любовных стихотворений, но и они пронизаны болью поэта,
его жаждой красоты мира.

Одно из наиболее популярных и любимых стихотворений - "Незна-
комка". Оно входит в цикл "Город", в котором с такой пронзительностью
прозвучала тема "черного города", враждебного счастью и красоте людей.
Это произведение о двух мирах: о мире красоты и о мире крикливой пош-
лости. Среди пьяниц "с глазами кроликов" пленительным видением возни-
кает таинственный образ девушки:

И медленно , пройдя меж пьяными,

Всегда без спутников, одна,

Дыша духами и туманами,

Она садится у окна.

Трагическое видение мира предстает перед нами, а особенно за-
вораживает тайна... Вершиной мировой поэзии является также блоковское
"О доблестях, о подвигах, о славе..." Произведение привлекает рыцарс-
ким отношением к женщине, оно исполнено муками сердца, показана траги-
ческая любовь:

Я звал тебя, но ты не оглянулась,

Я слезы лил, но ты не снизошла.

В этом стихотворении нет ни одного резкого слова. Оно звучит
плавно, как песня, как шелест листьев, как может звучать голос дейс-
твительно любящего человека.

Любовь прошла через все творчество Блока, считавшего, что
"только влюбленный имеет право на звание человека".

Тема Родины стала для Блока выражением веры его героя, надежды
и спасения в единстве с ее судьбой. Не случайно поэт любил повторять,
что все его творчество - о России.

И у С.А.Есенина нельзя разделить любовь к женщине и любовь к
Родине. Недаром ведь говорят, что слово имеет свой цвет и запах. Ска-
жешь "Есенин", и перед тобой закружатся осенние листья, взмахнут ве-
сенней прической березы, запахнет "черемуха душистая", как будто сама
фамилия поэта создана для выражения России с ее пейзажами и еще никем
не разгаданным народом. Великую Русь, шестую часть земли, он воспел
радостно, самозабвенно и чисто:

Я буду воспевать всем существом в поэте

Шестую часть земли с названьем кратким "Русь".

Есенин нежен и прост, преклоняется перед красотой внешней, а
еще более - внутренней. Это подтверждают стихи о Грузии, "Персидские
мотивы". Хотя в стихотворении о Шаганэ Есенин описывает необыкновенно
пылкую любовь к девушке, мы в то же время чувствуем его тоску по род-
ному краю:

Как бы ни был красив Шираз,

Он не лучше рязанских раздолий.

А разве не видна в поэме "Анна Снегина" любовь к народу? О
том, что Есенин - крестьянский сын, не раз упоминалось в его автобиог-
рафии и стихах, для него это не было обычной строкой в анкете. Поэту
хочется подчеркнуть: он человек от земли, его корни в народе. Именно
здесь нашел поэт надежную опору для осуществления своей заветной мечты
- стать "певцом и глашатаем" отчего края.

Есенин и Блок оставили нам чудесное поэтическое наследство.
Хоть уже прошло немало лет после их смерти, но стихи остались близки и
дороги нашим современникам потому, что поэты обладали неповторимым да-
ром улавливать и передавать тончайшие оттенки самых нежнейших, самых
интимных настроений.

Создание и поддержка сайта: © Jon 31 December, 2004 - 15 February 2005

Все права защищены. При использовании материалов сайта ссылка обязательна.

Сайт создан в системе uCoz