На главную

 

Сочинения

 

Дополнительно

 

Ссылки

 

Контакты

 

www.sochinenia2005.narod.ru

 

А.П.Чехов

Будущее в пьесе Чехова "Вишневый сад".

Пьеса "Вишневый сад", написанная Чеховым в 1904 году, может по
праву считаться творческим завещанием писателя. В ней автор поднимает
ряд проблем, характерных для русской литературы: проблема деятеля, от-
цов и детей, любви, страдания и других. Все эти проблемы объединены в
теме прошлого, настоящего и будущего России.

В последней пьесе Чехова - один центральный образ, определяю-
щий всю жизнь героев. Это - вишневый сад. У Раневской с ним связаны
воспоминания всей жизни: и светлые и трагические. Для нее и ее брата
Гаева -

это родовое гнездо. Вернее даже сказать, что не она владелица сада, а
он - ее владелец. "Ведь я родилась здесь, - говорит она, - здесь жили
мой отец и мать, мой дед, я люблю этот дом, без вишневого сада я не
понимаю своей жизни, и если уж так нужно продавать, то продавайте и
меня вместе с садом..." Но для Раневской и Гаева вишневый сад - символ
прошлого.

Другой герой - Ермолай Лопахин смотрит на сад с точки зрения
"циркуляции дела". Он деловито предлагает Раневской и Гаеву разбить
имение на дачные участки, а сад вырубить. Можно сказать, что Раневская
- сад в прошлом, Лопахин - сад в настоящем.

Сад в будущем олицетворяет молодое поколение пьесы: Петя Тро-
фимов и Аня, дочь Раневской. Петя Трофимов - сын аптекаря. Ныне он
студент - разночинец, честным трудом пробивающий себе дорогу в жизнь.
Его жизнь тяжела. Он сам говорит, что если зима, то он голоден, встре-
вожен, беден. Варя называет Трофимова вечным студентом, которого уже
два раза увольняли из университета. Как и многие передовые люди Рос-
сии, Петя умен, горд, честен. Он знает, в каком тяжелом положении жи-
вет народ. Трофимов думает, что это положение можно исправить только
непрерывным трудом. Он живет верой в светлое будущее Родины. С востор-
гом Трофимов восклицает: "Вперед! Мы идем неудержимо к яркой звезде,
которая горит там вдали! Вперед! Не отставай, друзья!" Его речь ора-
торская, особенно там, где он говорит о светлом будущем России. "Вся
Россия наш сад!" - восклицает он.

Аня - это семнадцатилетняя девушка, дочь Раневской. Аня полу-
чила обычное дворянское воспитание. Большое впечатление на формирова-
ние мировоззрения Ани произвел Трофимов. Душевный облик Ани характери-
зует ее непосредственность, искренность и красота чувств и настроений.
В характере Ани много полудетской непосредственности, с детской ра-
достью сообщает она: "Ая в Париже на воздушном шаре летала!" Трофимов
возбуждает в душе Ани красивую мечту о новой прекрасной жизни. Девушка
порывает связи с прошлым. Аня решает сдать экзамены за курс гимназии и
начать жить по-новому. Речь Ани нежная, душевная, наполненная верой в
будущее.

Как видим, Чехов воплотил в образе Ани и Трофимова все лучшие
черты. Но в то же время мы видим в них недостатки. Трофимов обличает
дворянский паразитизм и в то же время живет в дворянской усадьбе дол-
гое время. Трофимов смотрит на Лопахина как на хищника и в то же время
говорит ему: "Как-никак я люблю тебя". Но у Пети есть даже комические
черты. Раневская называет его недотепой, а Варя - облезлым барином.

Образы Ани и Трофимова вызывают мои симпатии. Мне очень нра-
вятся такие черты как непосредственность, искренность, красота чувств
и настроений, а также вера в светлое будущее своей Родины.

Именно с их жизнью связывает Чехов будущее России, именно им в
уста вкладывает он слова надежды, свои собственные мысли. Поэтому эти
герои могут восприниматься и как резонеры - выразители идей и мыслей
самого автора.

Так, Аня прощается с садом, то есть со своей прошлой жизнью,
легко, радостно. Она уверенна в том, что несмотря на то, что раздается
стук топора, что имение будет продано под дачи, несмотря на это, при-
дут новые люди и насадят новые сады, которые будут прекраснее прежних.
Вместе с ней в это верит и сам Чехов.

 

А.П.Чехов.

Мастерство художественных деталей в рассказах Чехова.

 

После смерти Чехова Л.Н.Толстой сказал: "Достоинство его твор-
чества то, что оно понятно и сродно не только всякому русскому, но и
всякому человеку вообще. А это главное". Действительно, предмет иссле-
дования Чехова (так же как и Толстого и Достоевского) стал внутренний
мир человека. Но художественные методы, художественные приемы, которые
использовали в своем творчестве писатели, различны.

Чехов по праву считается мастером короткого рассказа, новел-
лы-миниатюры. В течение долгих лет работы в юмористических журналах
Чехову пришлось оттачивать мастерство рассказчика: в небольшой объем
втискивать максимум содержания. В маленьком рассказе невозможны прост-
ранные описания, внутренние монологи, поэтому и выступает на первый
план художественная деталь. Именно детали несут у Чехова огромную
смысловую нагрузку.

Давайте посмотрим, как буквально одна фраза может сказать все
о человеке. Вспомним маленький юмористический рассказ "Смерть чиновни-
ка", главный герой которого многими своими чертами напоминает нам Ака-
кия Акакиевича Башмачкина. В театре, случайно чихнув, чиновник Червя-
ков обрызгал лысину генерала Бризжалова. Это обстоятельство так пора-
зило Червякова, что он постоянно ходит и извиняется перед Бризжаловым.
Бризжалов, человек не злой, сначала благосклонно принимает извинения
Червякова, но в конце, доведенный до исступления его назойливостью,
выгоняет его вон. Червяков, не понимая, почему Бризжалов так раздра-
жен, думает, что его карьере конец, приходит домой и умирает. В пос-
ледней фразе дано практически объяснение всему: "Прийдя машинально до-
мой, не снимая вицмундира, он лег на диван и ... помер". Герой умира-
ет, не сняв вицмундира, эта чиновничья униформа как будто приросла к
нему. Страх перед вышестоящим чином убил человека.

Анна Сергеевна, героиня рассказа "Дама с собачкой", приехала в
Ялту, будучи не в состоянии более переносить обстановку своего дома и
общества мужа, человека, которого она не любила и не уважала. В опре-
деленном смысле она была подготовлена к роману с Гуровым, которого она
воспринимала как человека из другой, лучшей жизни. Символом того душ-
ного мира, откуда она пытается бежать, в рассказе является лорнетка:
перед тем, как полюбить Гурова, Анна Сергеевна теряет ее, то есть это
начало попытки "бегства". Позже в театре города С.Гуров увидел ее
вновь с "вульгарной лорнеткой" в руках - попытка "бегства" не удалась.

Беликов, "человек в футляре", в противоположность Анне Серге-
евне, не пытается как-то изменить течение своей жизни, разнообразить
ее, потому что в любом многообразии , в разрешении себе чего-то нового
скрывала для него жизнь неопределенность и вызывала непреодолимое
стремление окружить себя "оболочкой", "футляром", чтобы защититься.
Отсюда и чехлы и футлярчики, в которые были упакованы все его вещи.
Беликов всю жизнь чего-то опасался, его пугала сама жизнь, потому-то
после его смерти его лицо приняло простое, приятное, даже веселое вы-
ражение: он попал в футляр, из которого не надо никогда выходить.

В рассказе "Душечка" Чехов, описывая жизнь Оленьки Племяннико-
вой, в нескольких местах повторяет, что жили она хорошо и счастливо.
Эта деталь наводит на мысль, что на самом деле жизнь "душечки" не ка-
залась автору столь уж достойной восхищения и подражания. "Душечка" не
имеет ни собственных желаний, ни мыслей. В последней части рассказа,
повествующей об отношении "душечки" к Саше, сыну ветеринара, Чехов уже
не пишет, что жила она хорошо и счастливо, имея, может быть, в виду
то, что наконец его нашла?

Оленька Племянникова в чем-то схожа с Ольгой Ивановной, герои-
ней рассказа "Попрыгунья". У Ольги Ивановны та же зависимость от чужо-
го мнения. Но если "душечка" не была чересчур привередлива в своих
знакомствах, то для Ольги Ивановны ценность представляли только знаме-
нитости и прочие необыкновенные люди, к которым она причисляла и себя.

В больших произведениях Чехова, как и в рассказах, нет ни од-
ной "лишней" детали. Например, в пьесе "Три сестры" Наташа впервые по-
является на сцене в красном платье с зеленым пояском - деталь, говоря-
щая о полном отсутствии вкуса, говорящая о душевных качествах героини
больше, чем развернутая характеристика. Чехов считает, что если в пь-
есе в первом действии на сцене висит ружье, то в конце оно должно обя-
зательно выстрелить. Так, использование детали важно и в "Вишневом са-
де". Вспомним "многоуважаемый шкаф", звук лопнувшей струны как раз пе-
ред продажей вишневого сада, стук топоров в конце пьесы. Все они несут
обязательную смысловую нагрузку и важны для раскрытия как характеров
персонажей, так и для самого действия пьесы.

К концу подходит XX век. Человечество готовится встретить
третье тысячелетие. Но Чехов остается для нас одним из самых бесспор-
ных художественных и моральных авторитетов.

 

А.П.Чехов.

Почему доктор Старцев стал "Ионычем".

 

Чехов - мастер короткого рассказа. Он был непримиримым врагом
пошлости и мещанства, ненавидел и презирал обывателей, живущих в своем
футлярном мирке, отгородившись от всего на свете. Поэтому главной те-
мой его рассказов стала тема смысла жизни.

В конце 90-х годов Чехов создает так называемую "маленькую
трилогию", объединившую три рассказа: "Человек в футляре" "Крыжов-
ник", "О любви". Эти рассказы связаны между собой только общей темой,
темой неприятия футляра, какой бы он ни был. В первом рассказе Чехов
показывает нам в гротескной форме человека в футляре, учителя гречес-
кого языка Беликова. Эта фигура зловещая, она наводит страх на окружа-
ющих, и только смерть примиряет его с окружающей действительностью.
Как пишет Чехов, Беликов лежал в гробу почти счастливый, наконец-то он
обрел вечный футляр. Во втором рассказе Чехов пишет о человеке, у ко-
торого была одна- единственная мечта в жизни - стать владельцем имения
и есть свой собственный крыжовник. В третьем - помещик Алехин повест-
вует о себе самом - о том, как он и его любимая женщина не решились
пойти навстречу своей любви, отступились от нее. Все это- проявления
футлярной жизни. Маленькая трилогия поэтому предстает перед нами как
произведение единое, внутренне зако=ченное. Чехов предполагал продол-
жить этот цикл рассказов, пополнить новыми произведениями, но намере-
ния своего не осуществил. Есть основания думать, что вначале к циклу
относился и рассказ "Ионыч".

Дмитрий Ионыч Старцев, герой рассказа "Ионыч", был назначен
врачом в земскую больницу в Дялиже недалеко от губернского города С.
Это юноша с идеалами и желанием чего-то высокого. В С. он знакомится с
семьей Туркиных, "самой образованной и талантливой" в городе. Иван
Петрович Туркин играл в любительских спектаклях, показывал фокусы,
острил, Вера Иосифна писала романы и повести для себя и читала их гос-
тям. Их дочь Екатерина Ивановна, молодая миловидная девушка, которую в
семье зовут Котик, играла на рояле. Когда Дмитрий Ионыч посетил Турки-
ных впервые, то был очарован. Он влюбился в Екатерину. Это чувство
оказалось за все время его жизни в Дялиже "единственной радостью и...
последней". Ради своей любви он готов, казалось бы, на многое. Но ког-
да Котик отказала ему, возомнив себя блестящей пианисткой, и уехала из
города, он сBрадал всего три дня. А потом все пошло по-прежнему. Вспо-
миная же о своих ухаживаниях и высоких рассуждениях ("О, как мало зна-
ют те, которые никогда не любили!"), он только лениво говорил: "Сколь-
ко хлопот, однако!"

Физич5ское ожирение приходит к Старцеву незаметно. Он переста-
ет ходить пешком, страдает отдышкой, любит закусить. Подкрадывается и
моральное "ожирение". Прежде он выгодно отличался и горячими движения-
ми души, и пылкостью чувств от жителей города. Долгое время те раздра-
жали его "своими разговорами, взглядами на жизнь и даже своим видом".
Он по опыту знал, что с обывателями можно играть в карты, закусывать и
говорить только о самых обычных вещах. А если заговорить, например, "о
политике или науке", то обыватель становится в тупик или "заводит та-
кую философию, тупую и злую, что остается только рукой махнуть и отой-
ти". Но постепенно Старцев привык к такой жизни и втянулся в нее. А
если ему не хотелось говорить, он больше молчал, за что получил проз-
вище "поляка надутого". В конце рассказа мы видим, что он каждый вечер
проводит в клубе, играет в винт, закусывает и изредка вмешивается в
разговор:

- Это вы про что? А? Кого?

Когда Котик убедилась, что у нее посредственные способности,
то жила надеждой на любовь Старцева. Но это уже не прежний молодой че-
ловек, который мог прийти ночью на свидание на кладбище. Он слишком
обленился духовно и нравственно, чтобы любить и иметь семью. Он только
думает: "Хорошо, что я тогда не женился".

Главным развлечением доктора, в "которое он втянулся незамет-
но, мало-помалу", было по вечерам вынимать из карманов бумажки, а по-
том, когда денег стало слишком много, рассматривать дома, предназна-
ченные к торгам. Жадность одолела его. Но он и сам не смог бы объяс-
нить, зачем ему одному столько денег, если даже театров и концертов он
лишает себя.

Старцев и сам знает, что "стареет, полнеет, опускается", но ни
желания, ни воли к борьбе с обывательщиной у него нет. Доктора зовут
теперь просто Ионычем. Жизненный путь завершен.

Почему же Дмитрий Старцев из горячего юноши превратился в ожи-
ревшего, жадного и крикливого Ионыча? Да, среда виновата. Жизнь одно-
образна, скучна, "проходит тускло, без впечатлений, без мыслей". Но
мне кажется, что прежде всего виноват сам доктор, который растерял все
лучшее, что было в нем, променял живые мысли на сытое, самодовольное
существование.

Образ доктора Старцева напоминает нам гоголевских персонажей
из "Мертвых душ". Он так же мертв, как все эти Маниловы, Собакевичи,
Плюшкины. Его жизнь пуста и бессмысленна, как их жизнь.

В заключение можно вспомнить слова героя рассказа "Крыжовник"
о том, что человеку нужно "не три аршина земли, а весь земной шар."

 

А.П.Чехов.

Дворянство в пьесе А.П.Чехова "Вишневый сад".

 

Основными темами пьесы "Вишневый сад", написанной в 1904 году,
являются: гибель дворянского гнезда, победа предприимчивого купца-про-
мышленника над отживающими свой век Раневской и Гаевым и третья - тема
будущего России, связанная с образами Пети Трофимова и Ани.

Прощание новой, молодой завтрашней России с прошлым, отживаю-
щим, устремленность к завтрашнему дню России - в этом заключается со-
держание "Вишневого сада".

Россия прошлого, отживающего в пьесе представлена в образах
Раневской и Гаева. Обоим героям вишневый сад дорог, дорог как воспоми-
нание о детстве, молодости, благополучии, легкой и изящной жизни. Они
плачут о потере сада, но именно они и загубили его, отдали под топор.
При этом они остались верны красоте вишневого сада, и поэтому они так
ничтожны и смешны. Раневская - в прошлом богатая дворянка, имевшая да-
чу даже на юге Франции в Ментоне, обладательница имения, "прекраснее
которого нет ничего на свете". Но своим непониманием жизни, своей неп-
риспособленностью к ней, своим безволием и легкомыслием хозяйка довела
имение до полного разорения, до того, что предстоит продажа имения с
торгов! Лопахин, предприимчивый купец-промышленник, предлагает вла-
дельцам имения способ спасения усадьбы. Он говорит, что нужно лишь
разбить вишневый сад под дачи. Но хотя Раневская проливает потоки слез
о потере своего сада, хотя она жить без него не может, она все-таки
отказывается от предложения Лопахина спасти имение. Продажа или сдача
участков сада в аренду кажутся ей недопустимыми и оскорбительными. Но
проходят торги и Лопахин сам покупает имение. И вот когда "беда" свер-
шилась, то оказалось, что никакой драмы и беды для хозяйки вишневого
сада нет. Раневская возвращается в Париж к своей нелепой "любви", к
которой она и без того вернулась бы, несмотря на все ее слова о том,
что она не может жить без родины. Драма с продажей вишневого сада вов-
се не является для его обладателя драмой. Это произошло лишь потому,
что у Раневской вовсе нет никаких серьезных переживаний, она легко мо-
жет переходить из состояния озабоченности, беспокойства к веселому
оживлению. Так произошло и на этот раз. Она быстро успокоилась и даже
заявила всем: "Нервы мои лучше, это правда".

А каков ее брат, Леонид Андреевич Гаев? Он гораздо мельче сво-
ей сестры. Он способен сказать простые, искренние слова, со стыдом,
поняв собственную пошлость и глупость. Но недостатки у Гаева доходят
до карикатурных размеров. Вспоминая о прошлом, Раневская целует свой
любимый шкаф. Гаев же произносит перед ним речь. Гаев - жалкий арис-
тократ, проевший свое состояние на леденцах. На протяжение всей пьесы
Раневская и Гаев переживают душевное потрясение, они "ничего не видят
вокруг себя, ничего не понимают. Они - паразиты, лишенные силы снова
присосаться к этой жизни".

Гаев представляет заключительный этап эволюции таких героев
Чехова, как Иванов, Иван Иванович Чимша - Гималайский и им подобных
героев "своего времени", не сумевших воплотить свои идеалы.

Несостоятельность дворянской либеральной интеллигенции в прош-
лом определила господство в настоящем людей, типа Лопахина.

Но на самом деле Чехов связывает будущее процветание с молодым
поколением (Петя Трофимов и Аня), именно им предстоит строить новую
Россию, сажать новые вишневые сады.

"Вишневый сад" - великое создание Чехова - драматурга, продол-
жившего традиции русских писателей. Еще Гоголь и Грибоедов хотели пос-
тавить комедию в один ряд с драмой и трагедией, осуждали пренебрежи-
тельное отношение к ней как к "низкому" жанру. Следуя их традициям,
Чехов поднял жанр комедии на недосягаемую высоту.

Создание и поддержка сайта: © Jon 31 December, 2004 - 15 February 2005

Все права защищены. При использовании материалов сайта ссылка обязательна.

Сайт создан в системе uCoz