На главную

 

Сочинения

 

Дополнительно

 

Ссылки

 

Контакты

 

www.sochinenia2005.narod.ru

 

Эпитафия ускользающей красоте (по рассказу «Легкое дыхание»)

В апрельский день я от людей ушла,
Ушла навек покорно и безгласно —
И все ж была я в жизни не напрасно:
Я для любви не умерла.
И. А. Бунин
Жемчужиной творческого наследия замечательного русского
писателя, лауреата Нобелевской премии И. А. Бунина заслуженно
считается рассказ “Легкое дыхание”. В нем так лаконично и ярко
запечатлен образ главной героини, так трепетно передано
чувство прекрасного, несмотря на трагическую ее судьбу. Все в
рассказе построено на выразительных контрастах, без которых
невозможно понять авторские выводы.
Уже с первых строк повествования складывается двойственное
ощущение: грустного, пустынного кладбища, серого апрельского
дня, голых деревьев, холодного ветра, который “звенит и звенит
фарфоровым венком у подножия креста”, “крепкого, тяжелого,
гладкого”, а на нем “фотографический портрет гимназистки с
радостными, поразительно живыми глазами”. Смерть и жизнь,
печаль и радость и есть символ судьбы Оли Мещерской.
В стихотворении И. А. Бунина “Эпитафия” живет такое же
печальное и светлое настроение, как и в рассказе:
Здесь, в тишине кладбищенской аллеи,
Где только ветер веет в полусне,
Все говорит о счастье и весне.
Сонет любви на старом мавзолее
Звучит бессмертной грустью обо мне,
А небеса синеют вдоль аллеи.
Трудно согласующиеся между собой впечатления конкретизируются
далее — от рассказа о безоблачном детстве Оли, отрочестве — к
трагическим событиям последнего прожитого года. “Незаметно
упрочилась ее гимназическая слава, и уже пошли толки, что она
ветрена...” Рисуется “розовый вечер на катке” в городском
саду, когда Оля “казалась самой беззаботной, самой
счастливой”, но тут же оговорка: “последнюю свою зиму
Мещерская совсем сошла с ума от веселья”. Автор подчеркивает
разрыв между кажущимся, внешним и внутренним состоянием
героини: полудетское состояние бегающей на переменке
гимназистки и ее признание в том, что она уже женщина.
Спокойная, даже веселая беседа в строгом кабинете начальницы
гимназии, а непосредственно за тем — краткое сообщение: “А
через месяц казачий офицер, некрасивый и плебейского вида, не
имевший ничего общего с тем кругом, к которому принадлежала
Оля Мещерская, застрелил ее на платформе...” Наше внимание
настойчиво направляется к каким-то тайным пружинам Олиной
жизни. Для этого автор затягивает объяснение причин ее гибели,
как бы порожденной самой логикой поведения девушки. А затем
открывается новая, еще более неожиданная тайна — ее связь с
56-летним Малютиным. С другой стороны, сложная композиция — от
факта смерти к детству героини, затем к недавнему прошлому и к
его истокам, после чего к еще более раннему, чистому,
мечтательному времени — позволяет сохранить удивительное
дыхание красоты, бессмертно сияющие чистым светом глаза.
Бунин выразительно передал странную логику поведения Оли.
Кружение по жизни: на балах, на катке, вихревой бег по
гимназии, стремительность перемен, неожиданные поступки.
Необычность Олиной реакции: “она совсем сошла с ума”, —
говорят о ней; “я совсем сошла с ума”, — говорит она.
Сдержанно характеризуется окружение Оли. Цепочка на редкость
равнодушных к ней лиц замыкается последним звеном — и
“классной дамой”. Картину духовной нищеты Олиного окружения
Бунин рисует мастерски, убедительно. Мысль о том, что в
однообразном, бездушном мире чистые порывы обречены, вносит
трагическую интонацию-в рассказ.
В финале произведения Оля рассказывает своей подруге, что в
одной папиной книге прочла, какая красота должна быть у
женщины. “...Там, понимаешь, столько насказано, что всего не
упомнишь... но главное, знаешь ли что? Легкое дыхание! А ведь
оно у меня есть...”
Оля действительно обладала легким, естественным дыханием —
жаждой какой-то особенной, неповторимой судьбы, достойной
только избранных. И совсем не случайно об этой ее заветной
мечте сказано под конец. Олино внутреннее горение неподдельно
и могло бы вызвать большое чувство. Если бы не бездумное
порхание по жизни, не примитивное представление о счастье, не
пошлое окружение. Автор раскрывает нам не только красоту
девушки, разумеется, не ее опыт, а лишь эти не развившиеся
прекрасные возможности. Они, по мнению автора, не могут
исчезнуть, как никогда не исчезает тяга к прекрасному, к
счастью, к совершенству.
Красота и смерть, любовь и разлука — вечные темы, получившие
столь трогательное и просветленное воплощение в творчестве И.
А. Бунина, волнуют нас и сегодня:
И ко мне долетает
Свет улыбки твоей.
Не плита, не распятье
Предо мной до сих пор —
Институтское платье
И сияющий взор.

Создание и поддержка сайта: © Jon 31 December, 2004 - 15 February 2005

Все права защищены. При использовании материалов сайта ссылка обязательна.

Сайт создан в системе uCoz