На главную

 

Сочинения

 

Дополнительно

 

Ссылки

 

Контакты

 

www.sochinenia2005.narod.ru

 

ТЕМА РОДИНЫ И НАРОДА В ПОЭМЕ "МЕРТВЫЕ ДУШИ"


Мои мысли, мое имя, мои труды будут принадлежать России. Гоголь
Николай Васильевич Гоголь начал писать поэму в 1835 году по
настойчивому совету Пушкина. После долгих лет скитаний по Европе
Гоголь обосновался в Риме,
где целиком посвятил себя работе над поэмой. Ее создание он
рассматривал как исполнение клятвы, данной им Пушкину, как
осуществление писательского долга
перед Родиной. В 1841 поэма была закончена, но члены московского
цензурного комитета, которым он представил рукопись, пришли в
негодование от содержания
произведения. Поэма была запрещена. Это были тяжелые для Гоголя
дни. Он обратился за помощью к Белинскому, тот сделал в,се
возможное, чтобы, минуя
цензуру, напечатать поэму. Гоголь знал, как отнесутся к его труду
представители правящих сословий, но считал своим долгом перед
Россией и народом "показать"
хотя с одного боку, всю Русь". Он писал: "Бывает время, когда нельзя
устремить общество или даже все поколение к прекрасному, пока не
покажешь всю глубину
его настоящей мерзости". Эта мысль не покидала писателя-гражданина
во время всей его работы над поэмой.
Гениальное творение Гоголя потрясло всю Россию. В "Мертвых душах"
дана широкая и правдивая картина русской жизни 20-30-х годов
прошлого века. Губернский
город, где безраздельно властвует губернатор, чиновники и купцы,
помещичьи усадьбы, куда наведывался Чичиков в поисках "мертвых
душ", крепостная деревня,
столица с ее министрами и генералами - таков социальный фон поэмы.
Всем своим содержанием поэма отрицала безобразный, подлый мир
"мертвых душ" - жадных
стяжателей, рабовладельцев и царских чиновников. Гоголь, как в
зеркале, отразил всю омерзительную сущность дворянско-
бюрократического строя сего дикими
полицейскими порядками, моралью крепостников и помещичьим
произволом.
Миру "м›ртвых душ" противостоит в поэме лирический образ народной
России, о которой Гоголь пишет с любовью и восхищением. Как только
он переходит от
помещиков и чиновников, от болтунов .и оскотинившихся скопидомов
к людям из народа, к образам и темам народной жизни, к мечте о
будущем России - резко
меняется сам тон авторской речи. В ней появляются и грустные
раздумья, и мягкая шутка, и, наконец, неподдельное лирическое
одушевление. В поэме "Мертвые
души" Гоголь выступил как патриот, в котором жила неотразимая вера
в будущее, где не будет никаких Маниловых и Ноздревых, Собакевичей
и Чичиковых.
Писатель выразил глубокую надежду, что Россия поднимется к величию
и славе. Тема народа проходит через все главы поэмы, в которых
писатель срывает маски с
представителей паразитического дворянского класса. Трагическая
судьба закрепощенного народа особенно сильно чувствуется в образах
крепостных людей. Ими
Гоголь говорит о том отупении и одичании, которое несет рабство
человеку. В этом
свете и надо рассматривать образы дяди Митяя, девчонки Пелагеи, не
умевшей отличать, где право, где лево, плюшкинских Прошку и Мавру,
забитых до крайней
степени. Социальная подавленность и приниженность отпечатались на
Селифане и Петрушке. Последний даже имел благородное побуждение
к чтению книг, но его
больше привлекало не то, о чем читал он, а процесс самого чтения, что
вот-де из букв вечно выходит какое-нибудь слово, которое иной раз
черт знает что значит".
За страшным миром помещичьей России Гоголь чувствовал живую
душу народа. В поэме с подъемом и восхищением говорится о его
удали, смелости, о любви к
свободной жизни. В этом отношении глубокое значение имеют
вложенные в уста Чичикова рассуждения о крепостных и беглых
крестьянах в седьмой главе поэмы.
Образ Родины Гоголь изобразил реально, но с гневом. Крепостное
право тормозило развитие России. Запущенные деревни, унылый быт,
крепостное право не
увеличивали достоинства России, не возвеличивали ее, а тянули в
прошлое. Гоголь в мечтах видел Россию другой. Образ птицы-тройки -
это символ могущества его
Родины. Ей принадлежит главенствующая роль в мировом развитии.
"Мертвые души" - это "энциклопедия жизни крепостной Руси".
Белинский писал: "Гоголь первый взглянул смело на русскую
действительность". Что же несут эти
дворяне-хозяева жизни? Ничего! О них не пожалеет Россия. Если бы у
нас не было таких людей - выдающихся мастеров слова, как Грибоедов,
Пушкин, Лермонтов,
Гоголь, то что бы мы знали о русской действительности. Их
гражданский подвиг состоял в том, что они, любя Россию, не
побоялись показать "темные стороны"
русского общества. Поэма звучит оптимистически. Вера в свой народ, в
его грандиозные силы, вера в Россию с ее неповторимостью и
самобытностью питали все
творчество Гоголя. Вслед за словами великого поэта, Гоголь смело
может сказать: "Я Родину люблю!" Сейчас в нашей стране идут большие
перемены, заново
переосмысливаются человеческие ценность, но идеи Гоголя-пророка
современны и сейчас. Чернышевский писал: "Давно уже в мире не было
писателя, который был
бы так важен для своего народа, как Гоголь важен для России". Высоко
поэму оценил Герцен. В произведении, видна прекрасная душа автора,
его бесконечная
тоска по идеалу, грустная прелесть воспоминаний о прошедшей жизни,
ощущение величия России.

Создание и поддержка сайта: © Jon 31 December, 2004 - 15 February 2005

Все права защищены. При использовании материалов сайта ссылка обязательна.

Сайт создан в системе uCoz