На главную

 

Сочинения

 

Дополнительно

 

Ссылки

 

Контакты

 

www.sochinenia2005.narod.ru

 

ГЕРОИ РАННИХ РАССКАЗОВ М.ГОРЬКОГО (НА ПРИМЕРЕ
ОДНОГО ИЗ РАССКАЗОВ).


М.Горький входит в русскую литературу в 90-х годах XIX века.
Вхождение его было очень ярким, он сразу же вызвал большой интерес
у читателей. Современники с изумлением писали, что народ России, не
знавший Достоевского, мало знающий Пушкина и Гоголя, не знающий
Лермонтова, больше других, но только кусочками знающий Тостого,
знает Максима Горького. Правда, в этом интересе был и некоторый
налет сенсационности. Людей из низов привлекала сама мысль, что в
литературу пришел писатель из их среды, не понаслышке знавший
жизнь с самых мрачных и страшных ее сторон. Литераторов и
читателей, принадлежащих к элитарному кругу, личность Горького
привлекала, помимо таланта, своей экзотичностью: человек видел такие
глубины "дна жизни", которые до него никто из писателей не знал
изнутри, на личном опыте. Этот богатый личный опыт дал М.Горькому
обильный материал для его ранних произведений. В эти же ранние
годы вырабатываются магистральные идеи и темы, которые позднее
сопровождали писателя на всем протяжении его творчества.Это, прежде
всего, идея активной личности. Писателя всегда интересовала жизнь в
ее брожении. У М.Горького вырабатывается новый тип
взаимоотношений человека с окружающей средой. Вместо формулы
"среда заела", которая была во многом определяющей для литературы
предшествовавших 90-м годам XIX столетия лет, у писателя звучит
мысль о том, что человека создает сопротивление окружающей среде. С
самого начала произведения М.Горького распадаются на два типа:
ранние романтические тексты и реалистические рассказы. Идеи же,
высказываемые автором в них, во многом близки.
Ранние романтические произведения М.Горького многообразны по
жанру: это рассказы, легенды, сказки, поэмы. Наиболее известны его
ранние рассказы - "Макар Чудра", "Старуха Изергиль". В первом из них
писатель по всем законам романтического направления рисует образы
красивых, смелых и сильных людей. Опираясь на традицию русской
литературы, М.Горький обращается к образам цыган, ставших
символом воли и безудержных страстей. В произведении возникает
романтический конфликт между чувством любви и стремлением к воле.
Разрешается он гибелью героев, но эта гибель не воспринимается как
трагедия, а скорее, как торжество жизни и воли. В рассказе "Старуха
Изергиль" повествование также строится по романтическим канонам.
Уже в самом начале возникает характерный мотив двоемирия: герой-
повествователь - носитель общественного сознания. Ему говорится: "...
стариками родитесь вы, русские. Мрачные все, как демоны". Ему
противостоит мир романтических героев - красивых, смелых, сильных
людей: "Они шли, пели и смеялись". В рассказе ставится проблема
этической направленности романтической личности. Романтический
герой и другие люди - как складываются их взаимоотношения? Иначе
говоря, ставится традиционный вопрос: человек и среда. Как и
положено романтическим героям, горьковские персонажи противостоят
среде. Это, очевидно, проявилось в образе сильного, красивого,
свободного Ларры, который открыто нарушил закон человеческой
жизни, противопоставил себя людям и наказан вечным одиночеством.
Ему противопоставлен герой Данко. Рассказ о нем построен как
аллегория пути людей к лучшей, справедливой жизни, из мрака к свету.
В Данко М.Горький воплотил образ вождя народных масс. И образ этот
написан по канонам романтической традиции. Данко так же, как и
Ларра, противостоит среде, враждебен ей. Столкнувшись с трудностями
пути, люди ропщут на ведущего их, обвиняют его в своих бедах, при
этом масса, как и положено в произведении романтическом, наделена
отрицательными характеристиками ("Данко смотрел на тех, ради
которых он понес труд, и видел, что они - как звери. Много людей
стояло вокруг него, но не было на лицах их благородства"). Данко -
герой-одиночка, он убеждает людей силой своего личного
самопожертвования. М.Горький реализует, делает буквальной
распространенную в языке метафору: огонь сердца. Подвиг героя
перерождает людей, увлекает их за собой. Но от этого сам он не
перестает быть одиночкой, у людей, им же увлеченных вперед, остается
к нему не только чувство равнодушия, но и враждебности: "Люди же,
радостные и полные надежд, не заметили смерти его и не видали, что
еще пылает рядом с трупом Данко его смелое сердце. Только один
осторожный человек заметил это и, боясь чего-то, наступил на гордое
сердце ногой".
Горьковская легенда о Данко была активно использована как материал
для революционной пропаганды, образ героя приводился как пример
для подражания, позднее был широко привлекаем официальной
идеологией, усиленно внедрялся в сознание молодого поколения (были
даже конфеты с названием "Данко" и с изображением на обертке
горящих сердец). Однако у М.Горького все не так просто и однозначно,
как пытались это представить подневольные комментаторы. Молодой
писатель сумел ощутить в образе героя-одиночки и драматическую ноту
непонятности и враждебности ему среды, массы. В рассказе "Старуха
Изергиль" явственно ощущается присущий М.Горькому пафос
учительства. Еще явственнее он в особом жанре - песнях ("Песня о
Соколе", "Песня о Буревестнике"). Сегодня они воспринимаются скорее
как забавная страница истории литературы и не раз давали материал
для пародийного осмысления (так, в период эмиграции М.Горького
появилась статья с названием "Бывший Главсокол, ныне Центроуж").
Но на одну важную для писателя в ранний период его творчества
проблему, сформулированную в "Песне о Соколе", мне бы хотелось
обратить внимание: проблема столкновения героической личности с
миром обыденности, с обывательским сознанием. Эта проблема во
многом развита М.Горьким и в его реалистических рассказах раннего
периода.
Одним из художественных открытий писателя стала тема человека дна,
опустившегося, нередко спившегося бродяги - в те годы их принято
было называть босяками. М.Горький хорошо знал эту среду, проявлял к
ней большой интерес и широко отразил ее в своих произведениях,
заслужив определение "певец босячества". В самой этой теме не было
полной новизны, к ней обращались многие писатели XIX века.
Новизна была в авторской позиции. Если люди вызывали прежде всего
сострадание как жертвы жизни, то у М.Горького все иначе. Его босяки
- это не столько несчастные жертвы жизни, сколько бунтари, которые
сами эту жизнь не принимают. Они не столько отверженные, сколько
отвергающие. Пример этого можно видеть в рассказе "Коновалов". Уже
в начале писатель подчеркивает, что у его героев была профессия, он
"прекрасный пекарь, умелец", им дорожит хозяин пекарни. Коновалов
представляет собой одаренную натуру, одарен живым умом. Это
человек, который задумывается о жизни и не принимает в ней
обыденного, безгеройного существования: "Тоска она, канитель: не
живешь, а гниешь!". Коновалов мечтает о героической ситуации, в
которой могла бы проявиться его богатая натура. Он говорит о себе:
"Не нашел я себе места!". Его увлекают образы Стеньки Разина, Тараса
Бульбы. В обыденной жизни Коновалов чувствует себя ненужным и
уходит от нее, в конце концов трагически погибая. Сродни ему и
другой горьковский герой из рассказа "Супруги Орловы". Григорий
Орлов - один из самых ярких и противоречивых характеров в раннем
творчестве М.Горького. Это человек сильных страстей, горячий и
порывистый. Он напряженно ищет смысл жизни. Временами ему
кажется, что он его нашел - например, когда он работает санитаром в
холерном бараке. Но затем Григорий видит иллюзорность этого смысла
и возвращается к своему естественному состоянию бунта,
противостояния среде. Он способен многое сделать для людей, даже
жизнью своей для них пожертвовать, но жертва эта должна быть
мгновенной и яркой, героической, вроде подвига Данко. Недаром он
говорит о себе: "А горит сердце большим огнем ". М.Горький относится
к таким людям, как Коновалов, Орлов и им подобные, с пониманием.
Однако, если вдуматься, можно увидеть, что писатель уже на раннем
этапе подметил явление, которое стало одной из проблем российской
жизни XX века: стремление человека к героическому деянию, к
подвигу, самопожертвованию, порыву и неспособность к
повседневному труду, к обыденной жизни, к ее будням, лишенным
героического ореола. Люди такого типа, как это предугадал писатель,
могут оказаться великими в экстремальных ситуациях, в дни бедствий,
войн, революций, но они чаще всего нежизнеспособны в нормальном
течении человеческой жизни. Сегодня проблемы, поставленные
писателем М.Горьким в его раннем творчестве, воспринимаются как
актуальные и насущные для решения вопросов нашего времени.

Создание и поддержка сайта: © Jon 31 December, 2004 - 15 February 2005

Все права защищены. При использовании материалов сайта ссылка обязательна.

Сайт создан в системе uCoz