На главную

 

Сочинения

 

Дополнительно

 

Ссылки

 

Контакты

 

www.sochinenia2005.narod.ru

 

ОБРАЗ АВТОРА В РОМАНЕ "ГЕРОЙ НАШЕГО ВРЕМЕНИ"


Мне жизнь все как-то коротка. И все боюсь, что не успею я свершить
чего-то.
(Лермонтов "Монолог").


Именем М.Ю. Лермонтова открывается новая страница русской
литературы. Чтобы правильно понять характер Лермонтова, необходимо
знать политическую обстановку, сложившуюся в России в 30-е годы
XIX века, так как она оказала
большое влияние на формирование Лермонтова как Человека. Николай
1, расправившийся жестоко с декабристами, старался с корнем вырвать
их идеи. Молодое поколение не могло выступить против царского
режима, но, несмотря на реакцию, лучшие люди 30-х годов продолжали
бороться, и среди них первым был Лермонтов. Мотивы избранничества
и жертвенности звучат почти во всех стихах Лермонтова, эту же тему он
раскрывает и в "Герое нашего времени". Как часто в лирике
Лермонтова и в раздумьях Печорина мы встречаем печальное
признание того, что люди их поколения - это тощие плоды, до времени
созревшие, которые не радуют глаз. Мы говорим, что Печорин -
типичный герой 30-х годов, значит и в Лермонтове есть что-то от
Печорина. Как перекликаются слова Печорина о том, что он презирает
жизнь, с лермонтовскими словами: "Но судьбу я и мир презираю",
поэтому-то в "Герое нашего времени" мы так явственно слышим голос
автора.
Что общего у Лермонтова с его героем Печориным? Несомненно, что
они были близки, ведь им пришлось жить в невероятно трудное и
тяжелое время. Они жили в эпоху "безвременья", породившую
страшную болезнь. Болезнь эта состояла в том, что в условиях
самодержавно-полицейского государства "силы необъятные",
дремавшие в молодом поколении, не могли найти себе достойного
применения. Люди, одаренные от природы умом и волей живой, и
своенравной головой, и сердцем, пламенным и нежным", остро
переживали эту трагедию. В размышлениях Печорина навязчиво звучит
мотив человека, прикованного к чиновничьему столу, вынужденного
весь век оставаться титулярным советником. Вспомним, что уже в
ранних стихах Лермонтова слышатся горькие жалобы на жизнь, "где
стонет человек от рабства и цепей", а в зрелые годы поэт вкладывает в
уста бывалого солдата, рассказывающего о героизме русских воинов
при Бородине, горький упрек: "Богатыри - не вы", обращенные к
сверстникам поэта. О них, о своих современниках Лермонтов писал:
Печально я гляжу па наше поколенье: Его грядущее иль пусто, иль
темно. Меж тем, под бременем познанья и сомненья В бездействии
состарится оно.
Лермонтов доказал, что он имеет право упрекать свое поколение в
бездействии, изобразив главного героя типичным представителем тех
юношей, которые сначала вступили в конфликт с обществом, а потом
уже не пытались бороться против установившегося порядка, они
выдохлись и не имели достаточно сил, чтобы бороться.
Печорин - это плод воображения самого автора, а как любой автор,
волей .или неволею через своего героя выражает свои сокровенные
мысли, свою жизненную позицию, если даже взгляды их расходятся.
Изображая портрет Печорина, Лермонтов невольно в общих чертах дал
свой собственный портрет. Иван Тургенев в своих литературных
воспоминаниях пишет о Лермонтове: "В наружности Лермонтова было
что-то зловещее и трагическое, какой-то сумрачной и недоброй силой,
задумчивой презрительностью и страстью веяло от его лица, от его
больших, неподвижно-темных глаз. Их тяжелый взор странно не
согласовывался с выражением почти детских нежных и выдававшихся
губ". Почти такое выражение было и у Печорина. Противоречие глаз и
рта - особенность его внешнего облика.
Лермонтов был выше и глубже своего героя. Тургенев верно разгадал
причины тяжкой грусти, томившей поэта: "Внутренне Лермонтов
скучал глубоко: он задыхался в тесной сфере, куда его втолкнула
судьба". Печорин тоже скучает в светском обществе, оно его даже не
забавляет. В чем суть трагедии Лермонтова и Печорина? Мне кажется,
эту мысль хорошо выразил Герцен, он писал в своей книге "О развитии
революционных идей в России": "Нам дают обширное образование, нам
прививают желания, стремления, страдания современного мира и нам
кричат: "Оставайтесь рабами, немыми, бездеятельными, или вы
погибли". Тот же крик души содержится и в стихотворении Лермонтова
"Монолог": "К чему глубокие познанья, жажда славы, талант и пылкая
любовь свободы, когда мы их употребить не можем?... И нам горька
остылой жизни чаша, и уж ничто души не веселит". В статьях о
Лермонтове, написанных после его смерти, много говорилось о его
"демонизме", о тоске, о печали, об отчаянии одинокой души. Таковым
был и Печорин. Что-то демоническое и роковое ощущается в его
натуре. Он несчастен, и сам приносит людям несчастье, это как
заразная болезнь, от которой никуда не уйти. Печориных было
большинство в молодом поколении 30-х годов, однако мы не можем
причислить к их числу самого Лермонтова. Ведь его не согнула
полицейская дубинка, не запугали ссылки и угрозы. Лермонтов прошел
через исключение из университета, его волю не сломили две ссылки, и
лучшее доказательство этому - смелость, с которой он бросал в лицо
"свободы гения и славы палачей" свои стихи, облитые злостью и
горечью, и мужество, которое нужно было для создания "Героя нашего
времени". Николай 1 писал жене о книге Лермонтова: "По моему
убеждению, это жалкая книга, обнаруживающая большую
испорченность ее автора". Реакционные круги поспешили очернить
Лермонтова, заявив, что он в Печорине изобразил самого себя.
Лермонтову это было крайне неприятно. В предисловии к роману
Лермонтов язвительно высмеял попытки поставить знак равенства
между автором романа и его героем. Поэт подчеркнул, что в образе
Печорина дан не портрет одного человека, а, художественный тип,
вобравший в себя черты целого поколения молодых людей начала века.
Однако, на мой взгляд, роман, все-таки был отчасти автобиографичен.
Новиков, исследовавший жизнь Пушкина и Лермонтова, пишет в своей
повести "О душах живых и мертвых" о том, что прообразом Веры из
"Героя нашего времени" послужила Варенька Бахметьева, которую
Лермонтов страстно любил, а ее муж Бахметьев (старый ревматик) -
прообраз мужа Веры.
Что давало Лермонтову силу, что помогало ему стать великим поэтом и
писателем? Ведь одного, даже огромного, таланта мало для этого. Силу
эту черпал он в родной земле, в своей "странной любви" в Родине. Если
в дневнике Печорина, рассказывающем о его мыслях и чувствах за
довольно долгий промежуток времени, нет и слова о России, то все
мысли и стихи Лермонтова проникнуты любовью к ней, чувством
внутренней связи с народом. Эта высокая любовь озарила короткую
жизнь Лермонтова, сделала его великим. Среди унылой толпы
Печориных, прошедших без следа, "не бросивши векам ни мысли
плодовитой...", нет М.Ю. Лермонтова. И если Печорин был жертвой
своего времени, то Лермонтов - настоящим его героем.

Создание и поддержка сайта: © Jon 31 December, 2004 - 15 February 2005

Все права защищены. При использовании материалов сайта ссылка обязательна.

Сайт создан в системе uCoz