На главную

 

Сочинения

 

Дополнительно

 

Ссылки

 

Контакты

 

www.sochinenia2005.narod.ru

 

НРАВСТВЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ В РОМАНЕ М.Ю.ЛЕРМОНТОВА
"ГЕРОЙ НАШЕГО ВРЕМЕНИ".


Объясняя образ Печорина, В.Г.Белинский сказал: "Это Онегин нашего
времени, герой нашего времени. Несходство их между собой гораздо
меньше расстояния между Онегою и Печорою". Онегин - отражение
эпохи 20-х годов, эпохи декабристов; Печорин - герой третьего
десятилетия, "жестокого века". Оба они - мыслящие интеллигенты
своего времени. Но Печорин жил в тяжелую эпоху общественного гнета
и бездействия, а Онегин - в период общественного оживления и мог
быть декабристом. У Печорина этой возможности не было. Поэтому
Белинский говорит: "Онегин скучает, а Печорин страдает".
Печорин по происхождению аристократ, получил светское воспитание.
Выйдя из-под опеки родных, "пустился в большой свет" и "стал
наслаждаться бешено всеми удовольствиями". Легкомысленная жизнь
аристократа ему вскоре опротивела. Так же, как Онегину, наскучило и
чтение книг. После "нашумевшей истории в Петербурге" Печорина
ссылают на Кавказ. Рисуя внешность своего героя, автор несколькими
штрихами указывает на его аристократическое происхождение:
"бледный, благородный лоб", "маленькая аристократическая рука",
"ослепительно-чистое белье". Печорин физически сильный и
выносливый человек: "широкие плечи доказывали крепкое сложение,
способное переносить все трудности кочевой жизни... непобежденное
ни развратом столичной жизни, ни бурями душевными".
В портрете героя отражены и внутренние качества: противоречивость и
скрытность. Не удивительно ли, что, "несмотря на светлый цвет волос,
усы его и брови черные?" Глаза не смеялись, когда он смеялся".
Печорин наделен незаурядным умом, критически оценивающим
окружающий мир. Он размышляет над проблемами добра и зла, любви
и дружбы, над смыслом человеческой жизни. В оценке современников
самокритичен:" Мы не способны более к великим жертвам ни для блага
человечества, ни даже для собственного нашего счастья". Он прекрасно
разбирается в людях (например, в Грушницком, в княжне Мэри), не
удовлетворяется сонной жизнью "водяного общества" и дает
уничтожающие характеристики столичным аристократам. Память
Печорина насыщена сведениями из литературы и истории.
В его дневнике мы находим цитаты из Грибоедова и Пушкина,
название произведений, имена писателей и литературных героев.
Печорин безумно смел, как бы играет с жизнью. Стоя на краю
пропасти с незаряженным пистолетом, он подставляет грудь под
выстрел Грушницкого. И это делается для того, чтобы "изведать предел
подлости моего противника". Человек сильной воли и больших
возможностей, Печорин страстно стремится к активной жизни.
"Рожденный для высокой цели", он вынужден жить в томительном
бездействии или растрачивать свои силы на поступки, недостойные
настоящего человека. Даже острые приключения не могут его
удовлетворить. Любовь приносит только разочарование и огорчение.
Окружающим он причиняет горе, и это углубляет его страдания.
Вспомните, какова судьба Бэлы, Грушницкого, княжны Мэри и Веры,
Максима Максимыча.
Однако с богатством душевных сил и одаренностью героя Лермонтов
раскрывает и такие качества Печорина, которые резко снижают его
образ. Печорин - холодный эгоист, он безучастен к страданиям других,
и это характеризует его как индивидуалиста.
Но самое тяжелое обвинение Печорину - отсутствие жизненной цели,
бесплодность существования. Задумавшись над вопросом о цели своей
жизни, он записал в "журнале": "А, верно, она существовала и, верно,
мне было назначение высокое, потому что я чувствую в душе моей
силы необъятные".
Нашел ли Печорин свое "высшее назначение"? С пользой ли растратил
свои "необъятные силы"? И не о подобных ли ему людях поколение 30-
х годов прошлого века сказал Михаил Юрьевич Лермонтов в
знаменитой "Думе":
... Над миром мы пройдем без шума и следа, Не бросивши векам ни
мысли плодовитой, Ни гениям начатого труда.
Можно ли назвать Печорина героем в положительном смысле этого
слова? Или, может быть, глубокая ирония скрыта в самом заглавии
романа? Ответ на этот вопрос нужно искать в предисловии. В нем
Лермонтов совершенно категорически заявляет, что Печорин - "это
портрет, составленный из пороков всего нашего поколения в полном их
развитии.
Печоринство было типичной болезнью времени. Однако уже и в те
годы, полные мрака и безнадежности, появились имена истинных
героев. Они шаг за шагом прошли "кремнистый путь" борцов и явили
миру образцы патриотизма и гражданского мужества.

Создание и поддержка сайта: © Jon 31 December, 2004 - 15 February 2005

Все права защищены. При использовании материалов сайта ссылка обязательна.

Сайт создан в системе uCoz