На главную

 

Сочинения

 

Дополнительно

 

Ссылки

 

Контакты

 

www.sochinenia2005.narod.ru

 

ФИЛОСОФСКИЕ ПРОБЛЕМЫ В РОМАНЕ ТОЛСТОГО "ВОЙНА И
МИР"


"Война и мир" была написана в 60-е года прошлого века. Правительство
Александра отменило крепостное право, но не дало крестьянам земли,
они бунтовали. Россия и Запад, исторические судьбы России и ее
народа - это были самые злободневные вопросы времени. Они
постоянно волновали Толстого. Толстой всегда был против революции,
но надеялся путем просвещения, реформ, конституций, то есть
утопическим путем воздвигнуть идеальный социальный строй. "Война и
мир" - одно из самых замечательных произведений литературы. Годы
работы над романом - это время напряженнейшего труда писателя.
Творческие искания Толстого всегда были связаны с жизнью. Роман
задумывался как грандиозное исследование полувековой истории
России в ее острых столкновениях и сопоставлениях с Европой, как
постижение национального характера русского народа и всего строя его
жизни. В романе поставлены психологические, социальные,
исторические, нравственные проблемы, говорится об истинном и
ложном патриотизме, о роли личности в истории, о национальном
достоинстве русского народа, о дворянстве, в романе действуют свыше
двухсот исторических лиц. Представляя события с человеческой,
нравственной стороны, писатель нередко проникал и в их подлинную
историческую сущность.
Наполеон претендовал на великую роль в истории, рассчитывал творить
историю, подчиняя ее собственной воле. Толстой говорит, что он
деспот не только по положению но и по убеждению. Он развенчивает
его величие. "Нет величия там, где нет простоты, добра и правды", -
писал Толстой.
В "Войне и мире", этом романе-исследовании, огромная роль
отводилась картине характеров и нравов. Он воссоздает душевные
переживания разных людей этого времени, их духовные устремления.
Лучшими представителями дворянства являются Пьер Безухов и Андрей
Волконский. Они оба стремятся к разумному устройству общества, оба
неустанно стремятся дойти до правды. В конечном итоге они доходят
до обращения к народу, к сознанию необходимости служить ему,
слиться с ним, отрицают все формы либерализма. Характерно, что
вообще дворянская культура того времени представлена в романе
преимущественно этими умственными и нравственными исканиями
"образованного меньшинства". Внутренний мир человека, исследование
души - вот одна из философских проблем, волнующих Толстого. У
Толстого свой собственный взгляд на историю. Философские
рассуждения в его романе - это его мысли, его думы, его
мировоззрение, его понятие жизни.
Одна из важных проблем "Войны и мира" - это соотношение личности
и общества, руководителя и массы, жизни частной и жизни
исторической. Толстой отрицал роль личности в истории. Он
отказывался признать силой, руководящей историческим развитием
человечества, какую бы то ни было "идею", а также желания или власть
отдельных, пусть даже и "великих" исторических деятелей. Он говорил,
что все решает "дух войска", утверждал, что существуют законы,
управляющие событиями. Эти законы неизвестны людям. Одна из
философских проблем романа - это вопрос о свободе и необходимости.
По-своему и оригинально решает Толстой этот вопрос. Он говорит, что
свобода человека, исторического деятеля - кажущаяся, человек
свободен лишь в том, чтобы не идти наперекор событиям, не
навязывать им свою волю, а просто соответствовать истории, меняться,
расти и таким путем влиять на ее ход. Глубока мысль Толстого в том,
что человек тем менее свободен, чем ближе он поставлен к власти. В
своих философско-исторических взглядах Толстой был близок Герцену.
Роман назван "Война и мир". Смысл названия: мир отрицает войну.
Мир - это труд и счастье, война - это разобщение людей, разрушение,
смерть и горе.
Тема сочинения очень трудная, скорее она годится для выпускников
института филологического факультета или аспирантов, которые
занимаются исследованиями в-творчестве Толстого.
Я недостаточно полно отразила в своем сочинении все философские
проблемы 4-х томного романа "Война и мир", да это и понятно: нельзя
на двух листах уместить все мысли Толстого, он же гений, но главные я
все же отразила.
Можно было бы еще добавить о том, как решает Толстой вопрос о роли
женщины в обществе. Он отрицательно относился к эмансипации
женщины, если Тургенев, Чернышевский женщину рассматривали в
другом аспекте, то Толстой считает, что для женщины место -
домашний очаг. Поэтому Наташа Ростова просто мать и жена в конце
романа. А жаль! Она .ведь была не просто девушкой, а одаренным
человеком, излучающим тепло и свет, хорошо пела. В этой позиции я с
Толстым не могу согласиться, потому что умной женщине мало быть
просто домашней "гусыней", ей все равно хочется большего. И если у
Наташи был богатый духовный мир, то куда же он делся, ушел в
домашний быт? В этом Толстой-консерватор. Мало он написал и о
тяжелом положении крепостного крестьянства, всего несколько
страниц на всю громадную эпопею. Сцена богучаровского бунта -
единственно яркий эпизод этого плана. Я думаю, это отразилось бы в
его другом романе "Декабристы".

Создание и поддержка сайта: © Jon 31 December, 2004 - 15 February 2005

Все права защищены. При использовании материалов сайта ссылка обязательна.

Сайт создан в системе uCoz