На главную

 

Сочинения

 

Дополнительно

 

Ссылки

 

Контакты

 

www.sochinenia2005.narod.ru

 

ВРЕМЕННЫЕ И МНИМЫЕ СОЮЗНИКИ БАЗАРОВА (по роману
И.С. Тургенева "Отцы и дети")


В романе И.С. Тургенева изображена эпоха, когда в русской жизни
назревали значительные перемены. Споры вокруг крестьянского
вопроса о путях разрешения социальных противоречий разделяли
интеллигенцию на непримиримо враждующие партии. В центре
общественной борьбы стоит фигура разночинца, революционера-
демократа. В образе Базарова писатель отразил черты этого
общественного и человеческого типа. Это мощная, титаническая
личность. Не разделяя взглядов своего героя, автор создает трагическую
фигуру. Душу Базарова разрывают противоречия. Жизнь опровергает
его "нигилизм". Полюбив Одинцову, Евгений чувствует в своих
убеждениях ложь, но ведь взгляды Базарова - это часть его существа.
Будучи сильной личностью, он никогда не откажется от них.
Противоречие в жизни героя разрешается закономерным трагическим
финалом - он погибает.
Но в романе есть и совсем иные персонажи, по видимости,
разделяющие взгляды Базарова, увлеченные современными идеями.
Однако Тургенев показывает глубокое различие между главным героем
и его "учениками".
Ну, например. Аркадий Кирсанов. В отличие от разночинца Базарова,
это молодой человек из дворянской семьи. С первых же страниц
романа мы видим приятелей рядом. И сразу же автор, дает понять,
насколько Аркадий зависит от своего друга, но далеко не во всем похож
на него. Восторгаясь природой в разговоре с отцом, сын вдруг "бросает
косвенный взгляд назад и умолкает". Аркадий находится под обаянием
личности старшего товарища, чувствует в нем замечательного, может
быть, великого человека, с наслаждением развивает его идеи, шокируя
своего дядю, Павла Петровича. Но в глубине души Аркадий совсем
иной, он не чужд поэзии, нежных чувств, любит "говорить красиво".
Нигилистические убеждения не становятся у него натурой. Постепенно
между приятелями назревает конфликт. Аркадий все чаще не согласен с
другом, но сначала не решается прямо говорить об этом, он чаще
отмалчивается /например, когда Базаров смеется над музыкальными
пристрастиями его отца/, а потом начинает и спорить с приятелем.
Наконец, Кирсанов-младший становится на свой настоящий путь: он
влюбляется в Катю, сестру Анны Сергеевны, умную девушку с твердым
характером, делает ей предложение.
Прощаясь с Аркадием, Базаров дает точную оценку личности своего
приятеля, подчеркивает несходство между ними: "Для нашей терпкой
бобыльной жизни ты не создан. В тебе нет ни дерзости, ни злости, а
есть молодая смелость и молодой задор, для нашего дела это ни
годится... Ваш брат дворянин дальше благородного кипения дойти не
может... А мы драться хотим..." В сущности Аркадий - "мякенький,
либеральный барич". Ему чуждо мощное базаровское всеотрицание,
мечты о переменах в общественной жизни, стремление "место
расчистить". Евгений последователен в своих воззрениях, иногда
всходит до цинизма. Автор подчеркивает, что Аркадия коробит от
циничных высказываний друга. Да и характер Кирсанова требует
постоянной зависимости от кого-то. Раньше он подчинялся Евгению,
теперь - Кате. В конце романа Аркадии показан рачительным
хозяином, хорошим помещиком с либеральными наклонностями.
Но если этот герой показан автором с симпатией, с мягким юмором, то
есть в романе персонажи, изображенные саркастически, с
презрительной насмешкой. Это, во-первых, "ученик" Евгения, как он
сам представляется. Ситников и "эмансипе" Кукшина. Эти люди тоже
говорят о естественных науках, рассуждают о правах женщин, о свободе
Мысли, о славянофильстве, то есть интересуются "современными
вопросами". Но Тургенев использует разнообразные художественные
средства, чтобы выявить главное: они лишь играют, а сами часто не
понимают того, о чем говорят, в их убеждениях все перемешано без
смысла и толка. Недаром на визитной карточке Ситникова его имя "с
одной стороны написано по-французски, а на другой - славянской
вязью", характерен и язык их - напыщенный, пестрящий модными
словечками: "ведь тоже практическая", "...никакой свободы воззрения",
"Всю систему воспитания надо переменить", "долой авторитеты!",
"Права женщин я поклялась защищать до последней капли крови", а
рядом - пошловатые словечки "шалун, прелесть". Тургенев ясно
показывает, что их отрицание существует только для отрицания:
"возможность презирать и выражать свое презрение было самым
приятным ощущением для Ситникова". Эти герои не понимают самых
простых вещей. Ситников, например, заявляет, что развязная,
бестолковая Кукшина - это "высоко нравственное явление". То, что
кажется им убеждениями, вовсе не связано с их поступками: "Ситников
в особенности нападал на женщин", а потом пресмыкался перед своей
женой "только потому, что она была урожденная княжна Дурдолесова".
Тургенев не жалеет сатирических красок в изображении этих героев.
Вот портрет Ситникова: "тревожное и тупое выражение сказывалось
чертах его прилизанного лица", "глаза глядели пристально и
беспокойно". Кукшина также все делает "нарочно", "неестественно",
выражение ее лица тоже говорит о том, что она пытается не быть самой
собой, а изображать нечто. Свободу она понимает как развязность и
демонстрирует ее вовсю: Ситников "развалился в креслах и задрал ногу
кверху". Даже описание одежды оттеняет их характеры: "не совсем
опрятное платье" "растрепанной" Кукшиной, "чересчур элегантные
перчатки" Ситникова. Недаром Базаров относится к ним с
нескрываемым презрением.
Кукшина и Ситников родственны Репетилову из комедии Грибоедова и
Лебезятникову из романа Достоевского "Преступление и наказание". По
словам Достоевского, "они пристают к самой модной ходячей идее,
чтобы ее опошлить, окарикатурить все, чему они самым искренним
образом служат". На фоне этих персонажей особенно ясно видны
подлинность убеждений Базарова, глубина его натуры и беспредельное
одиночество.

Создание и поддержка сайта: © Jon 31 December, 2004 - 15 February 2005

Все права защищены. При использовании материалов сайта ссылка обязательна.

Сайт создан в системе uCoz