На главную

 

Сочинения

 

Дополнительно

 

Ссылки

 

Контакты

 

www.sochinenia2005.narod.ru

 

Н.В. Гоголь.

Социально-историческое и общечеловеческое в героях Н.В. Гоголя.

Произведения Гоголя охватывают период 40-х годов XIX века. Это
время разгула бюрократии и чиновничьего аппарата в благоприятных для
этого условиях русской действительности. Кроме того, это время беспо-
щадной эксплуатации народа, угнетенного и бесправного, живущего под
гнетом крепостного права.

Гоголь - великий писатель своего времени. Он первый в русской
литературе попытался сатирически изобразить чиновников, подхалимов и
хитрецов, приспособившихся добывать деньги за счет глупости других.

Гоголь написал много произведений, в которых тема разоблачения
взяточников, подхалимов, низкопоклонников стала центральной. Это поэма
"Мертвые души", в которой писатель высмеял общество помещиков-крепост-
ников, чиновников-бюрократов; комедия "Ревизор", повести "Нос" и "Ши-
нель", показывающие глупость людей, управляющих государством.

Социально-исторические черты присущи всем героям Гоголя. Су-
ществовавшая социальная действительность наложила глубокий отпечаток
на характеры и взгляды людей того времени. Это можно показать на при-
мере любого произведения Гоголя. Возьмем, например, "Мертвые души". В
этом произведении выведена целая галерея моральных уродов, типажей,
ставших нарицательными именами. Гоголь последовательно изображает по-
мещиков, чиновников и главного героя поэмы дельца Чичикова. Остановим-
ся подробнее на типах помещиков. Все они являются эксплуататорами, вы-
сасывающими кровь из крепостных крестьян. Но пять портретов, выведен-
ных в произведении, все-таки отличаются друг от друга. Всем им присущи
не только социально-исторические, но и общечеловеческие черты и поро-
ки. Например, Манилов. Он не просто глупый мечтатель, ничего не делаю-
щий, не желающий трудиться. Все его занятия состоят из выколачивания
пепла из трубок на подоконник или в беспочвенных прожектах о мосте че-
рез пруд, да о купеческих лавках, в которых будет продаваться всякая
снедь для крестьян. Образ Манилова является находкой Гоголя. В русской
литературе он найдет продолжение в творчестве Гончарова. Кстати, как
образ Манилова, так и образ Обломова стал нарицательным.

В другой главе появляется "дубинноголовая" Коробочка. Но этот
образ не так уж и однобок, как принято писать о нем в критике. Нас-
тасья Петровна - женщина добрая, гостеприимная (ведь Чичиков попадает
к ней ночью, сбившись с дороги), хлебосольная. Она не так тупа, как
принято о ней думать. Вся ее "тупость" проистекает оттого, что она бо-
ится продешевить, продать "мертвые души" себе в убыток. Она скорее мо-
рочит Чичикова. Но тот факт, что она практически и не удивляется пред-
ложению Чичикова, говорит о ее беспринципности, а не о тупости.

Говоря о помещиках, нельзя не вспомнить еще одну черту, порож-
денную строем, - это жажда накопительства, наживы и глубокая рассчет-
ливость во всех предпринимаемых делах. Таков Собакевич. Это человек,
бесспорно, хитрый и умный, ведь он первый из помещиков понял, зачем
Чичиков скупает мертвые души. Понял и надул, подсунув в списки умерших
крестьян женское имя Елизавета Воробей, которое он написал через "ер".
Но жажда накопительства приводит к своей абсолютной противоположности
- к нищете. Мы это видим в Плюшкине, вечном образе Скупого. Плюшкин
превратился в животное, утратил даже свой пол (Чичиков даже принимает
его за женщину), стал "прорехой на человечестве".

Бюрократизм и самодержавие способствуют появлению в России
дельцов, подобных Чичикову, готовых идти к своей цели по головам дру-
гих, более слабых людей, идти к цели, расталкивая других локтями.
Подтверждением этому служит история жизни Чичикова: сначала он "надул"
своего учителя, потом повытчика, затем своего товарища-таможенника.
Здесь Гоголь показывает, что страсть наживы убивает в человеке все че-
ловеческое, растлевает его, омертвляет его душу.

В комедии "Ревизор" перед нами та же глупость, трусость, непо-
рядочность героев. Главный герой Хлестаков - олицетворение душевной
пустоты, фанфаронства, глупости. Он похож на пустой сосуд, который
можно наполнить, чем угодно. Именно поэтому чиновники уездного города
Н принимают его за важную персону. Они хотят видеть в нем ревизора, и
он ведет себя так, как по их понятиям должен вести себя ревизор-взя-
точник. В образе Хлестакова Гоголь высмеивает душевную пустоту, хвас-
товство, стремление выдать желаемое за действительное.

В произведениях Гоголя, как мы видим, показаны не только соци-
ально-исторические типы людей, но и общечеловеческие пороки: пустота,
глупость, жадность, стремление к наживе. Герои Гоголя бессмертны, по-
тому что бессмертны человеческие пороки.

 

Две России в поэме Гоголя "Мертвые души".

"Мертвые" и "Живые" души в поэме Гоголя.

 

В начале работы над поэмой Н.В.Гоголь писал В.А.Жуковскому:
"Какой огромный, какой оригинальный сюжет! Какая разнообразная куча!
Вся Русь явится в нем". Так сам Гоголь определил объем своего произве-
дения - вся Русь. И писатель сумел показать во всем объеме как отрица-
тельные, так и положительные стороны жизни России той эпохи. Замысел
Гоголя был грандиозен: подобно Данте изобразить путь Чичикова сначала
в "аду"- I том "Мертвых душ", затем "в чистилище" - II том "Мертвых
душ" и "в раю" - III том. Но этот замысел не был осуществлен до конца,
до читателя в полном объеме дошел только I том, в котором Гоголь пока-
зывает отрицательные стороны русской жизни.

Наиболее широко на страницах поэмы представлены образы совре-
менных автору помещиков. Это и есть "мертвые души" поэмы. Гоголь пока-
зывает их в порядке возрастающей моральной деградации. Сначала это Ма-
нилов, обходительный, с приятными чертами лица, мечтательный человек.
Но это только на первый взгляд. Пообщавшись с ним немного, вы восклик-
ните: "Черт знает, что такое!" Его мечтательность - это праздность,
паразитизм, безволие.

В Коробочке Гоголь представляет нам другой тип русского поме-
щика. Хозяйственная, гостеприимная, хлебосольная она вдруг становится
"дубинноголовой" в сцене продажи мертвых душ, боясь продешевить. Это
тип человека себе на уме.

В Ноздреве Гоголь показал иную форму разложения дворянства.
Писатель показывает нам 2 сущности Ноздрева: сначала он - лицо откры-
тое, удалое, прямое. Но потом приходится убеждаться, что общительность
Ноздрева - безразличное панибратство с каждым встречным и поперечным,
его живость - это неспособность сосредоточиться на каком-нибудь серь-
езном предмете или деле, его энергия - пустая растрата сил в кутежах и
дебоширствах. Главная его страстишка, по словам самого писателя, "на-
гадить ближнему, иногда вовсе без всякой причины".

Собакевич сродни Коробочке. Он, так же как и она, накопитель.
Только, в отличие от Коробочки, это умный и хитрый скопидом. Ему уда-
ется обмануть самого Чичикова. Собакевич груб, циничен, неотесан; не-
даром он сравнивается с животным (медведем). Этим Гоголь подчеркивает
степень одичания человека, степень омертвения его души.

Завершает эту галерею "мертвых душ" "прореха на человечестве"
Плюшкин. Это вечный в классической литературе образ скупого. Плюшкин -
крайняя степень экономического, социального и морального распада чело-
веческой личности.

К галерее помещиков, которые являются по существу "мертвыми
душами", примыкают и губернские чиновники.

Кого же мы можем назвать душами живыми в поэме, да и есть ли
они? Я думаю, Гоголь не собирался противопоставлять удушливой атмосфе-
ре жизни чиновников и помещиков жизнь крестьянства. На страницах поэмы
крестьяне изображены далеко не в розовых красках. Лакей Петрушка спит
не раздеваясь и "носит всегда с собой какой-то особенный запах". Кучер
Селифан - не дурак выпить. Но именно для крестьян у Гоголя находятся и
добрые слова и теплая интонация, когда он говорит, например, о Петре
Неумывай-Корыто, Иване Колесо, Степане Пробке, оборотистом мужике Ере-
мее Сорокоплехине. Это все люди, о судьбе которых задумался автор и
задался вопросом: "Что вы, сердечные мои, поделывали на веку своем?
Как перебивались?"

Но есть на Руси хоть что-то светлое, не поддающееся коррозии
ни при каких обстоятельствах, есть люди, составляющие "соль земли".
Взялся же откуда-то сам Гоголь, этот гений сатиры и певец красоты Ру-
си? Есть! Должно быть! Гоголь верит в это, и поэтому в конце поэмы по-
является художественный образ Руси-тройки, устремившейся в будущее, в
котором не будет ноздревых, плюшкиных. Мчится вперед птица-тройка.
"Русь, куда ж несешься ты? Дай ответ. Не дает ответа".

 

Сатира Гоголя.

 

В 1852 г. после смерти Гоголя Некрасов написал прекрасное сти-
хотворение, которое может быть эпиграфом ко всему творчеству Гоголя:

Питая ненавистью грудь,

Уста вооружив сатирой,

Проходит он тернистый путь

С своей карающею лирой.

В этих строках, кажется, дано точное определение сатиры Гого-
ля, ведь сатира - это злое, саркастическое высмеивание не просто обще-
человеческих недостатков, но и социальных пороков. Это смех не добрый,
иногда "сквозь невидимые миру слезы", потому что (а так считал Гоголь)
именно сатирическое осмеяние отрицательного в нашей жизни, может слу-
жить к его исправлению. Смех - это оружие, острое, боевое оружие, при
помощи которого писатель всю жизнь боролся с "мерзостями русской дейс-
твительности".

Великий сатирик начал свой творческий путь с описания быта,
нравов и обычаев милой его сердцу Украины, постепенно переходя к опи-
санию всей огромной Руси. Ничего не ускользнуло от внимательного глаза
художника: ни пошлость и тунеядство помещиков, ни подлость и ничто-
жество обывателей. "Миргород", "Арабески", "Ревизор", "Женитьба",
"Нос", "Мертвые души" - едкая сатира на существующую действительность.
Гоголь стал первым из русских писателей, в творчестве которых получили
ярчайшее отражение отрицательные явления жизни. Белинский называл Го-
голя главой новой реалистической школы: "Со временем выхода в свет
"Миргорода" и "Ревизора" русская литература приняла совершенно новое
направление". Критик считал, что "совершенная истина жизни в повестях
Гоголя тесно соединяется с простотой вымысла. Он не льстит жизни, но
не клевещет на нее; он рад выставить наружу все, что есть в ней прек-
расного, человеческого, и в то же время не скрывает нимало и ее безоб-
разия".

Писатель-сатирик, обращаясь к "тени мелочей", к "холодным,
раздробленным, повседневным характерам", должен обладать тонким чувс-
твом меры, художественным тактом, страстной любовью к природе. Зная о
трудном, суровом поприще писателя-сатирика, Гоголь все же не отрекся
от него и стал им, взяв девизом своего творчества следующие слова:
"Кто же как ни автор должен сказать святую правду!" Только истинный
сын родины мог в условиях николаевской России осмелиться вывести на
свет горькую правду, чтобы содействовать своим творчеством расшатыва-
нию феодально-крепостнического строя, тем самым содействуя движению
России вперед.

В "Ревизоре" Гоголь "собрал в одну кучу все дурное в России",
вывел целую галерею взяточников, казнокрадов, невежд, глупцов, врунов
и т.п. В "Ревизоре" все смешно: сам сюжет, когда первое лицо города
принимает за ревизора из столицы пустомелю, человека "с необыкновенной
легкостью в мыслях", преображение Хлестакова из трусливого "елистра-
тишки" в "генерала" (ведь окружающие принимают его именно за генера-
ла), сцена вранья Хлестакова, сцена признания в любви сразу двум да-
мам, и, конечно же, развязка и немая сцена комедии.

Гоголь не вывел в своей комедии "положительного героя". Поло-
жительным началом в "Ревизоре", в котором воплотился высокий нравс-
твенный и общественный идеал писателя, лежащий в основе его сатиры,
стал "смех", единственное "честное лицо" в комедии. Это был смех, пи-
сал Гоголь, "который весь излетает из светлой природы человека... по-
тому, что на дне ее заключен вечно бьющий родник его, который углубля-
ет предмет, заставляет выступить ярко то, что проскользнуло бы, без
проницаемой силы которого мелочь и пустота жизни не испугали бы так
человека".

Сатирически изображая дворянство и чиновническое общество,
никчемность их существования, паразитизм и эксплуатацию народа, Гоголь
бесконечно любит родную страну и ее народ. Злая сатира служит именно
этой великой любви. Порицая все дурное в общественном и государствен-
ном строе России, автор прославляет ее народ, силы которого не находят
себе выхода в крепостной Руси. С глубокой любовью пишет Гоголь о наро-
де. Здесь уже нет обличающей сатиры, только проскальзывает грусть о
некоторых сторонах жизни народа, порожденных крепостничеством. Писате-
лю присущ оптимизм, он глубоко верит в светлое будущее России.

Завершить работу хотелось бы строками Некрасова:

Со всех сторон его клянут,

И только труп его увидя,

Как много сделал он поймут

И как любил он, ненавидя.

 

Особенности жанра и композиции поэмы Гоголя "Мертвые души". Художест-
венные особенности поэмы.

 

Гоголь давно мечтал написать произведение, в "котором бы яви-
лась вся Русь". Это должно было быть грандиозное описание быта и нра-
вов России первой трети XIX века. Таким произведением стала поэма
"Мертвые души", написанная в 1842 г. Первое издание произведения было
названо "Похождения Чичикова, или мертвые души". Такое название снижа-
ло истинное значение этого произведения, переводило в область авантюр-
ного романа, Гоголь нашел на это по цензурным соображениям, для того,
чтобы поэма была издана.

Почему же Гоголь назвал свое произведение поэмой. Определение
жанра стало ясно писателю только в последний момент, так как еще рабо-
тая над поэмой, Гоголь называет ее то поэмой, то романом.

Чтобы понять особенности жанра поэмы "Мертвые души", можно со-
поставить это произведение с "Божественной комедией" Данте, поэта эпо-
хи Возрождения. Ее влияние чувствуется в поэме Гоголя. "Божественная
комедия" состоит из трех частей. В первой части к поэту является тень
древнеримского поэта Вергилия, которая сопровождает лирического героя
в ад, они проходят все круги, перед их взором проходит целая галерея
грешников. Фантастичность сюжета не мешает Данте раскрыть тему своей
Родины - Италии, ее судьбы. По сути, Гоголь задумал показать те же
круги ада, но ада России. Недаром название поэмы "Мертвые души" идейно
перекликается с названием первой части поэмы Данте "Божественная коме-
дия", которая называется "Ад".

Гоголь наряду с сатирическим отрицанием вводит элемент воспе-
вающий, созидательный - образ России. С этим образом связано "высокое
лирическое движение", которым в поэме по временам сменяется комическое
повествование.

Значительное место в поэме "Мертвые души" занимают лирические
отступления и вставные эпизоды, что характерно для поэмы как литера-
турного жанра. В них Гоголь касается самых острых общественных вопро-
сов России. Мысли автора о высоком назначении человека, о судьбе Роди-
ны и народа здесь противопоставлены мрачным картинам русской жизни.

Итак, отправимся за героем поэмы "Мертвые души" Чичиковым в Н.

С первых же страниц произведения мы ощущаем увлекательность
его сюжета, так как читатель не может предположить, что после встречи
Чичикова с Маниловым будут встречи с Собакевичем и Ноздревым. Читатель
не может догадаться и о конце поэмы, потому что все ее персонажи пост-
роены по принципу градации: один хуже другого. Например, Манилова, ес-
ли его рассматривать как отдельный образ, нельзя воспринимать как по-
ложительный (на столе у него лежит книга, открытая на одной и той же
странице, а его вежливость притворна: "Позвольте этого вам не позво-
лять"), но по сравнению с Плюшкиным Манилов во многом даже выигрывает
чертами характера. Но в центр внимания Гоголь поставил образ Коробоч-
ки, так как она является своеобразным единым началом всех персонажей.
По мысли Гоголя это - символ "человека-коробочки", в котором заложена
идея неуемной жажды накопительства.

Тема разоблачения чиновничества проходит через все творчество
Гоголя: она выделяется и в сборнике "Миргород", и в комедии "Ревизор".

В поэме "Мертвые души" она переплетается с темой крепостничества.

Особое место в поэме занимает "Повесть о капитане Копейкине".

Она сюжетно связана с поэмой, но имеет большое значение для раскрытия
идейного содержания произведения. Форма сказа придает повести жизнен-
ный характер: она обличает правительство.

Миру "мертвых душ" в поэме противопоставлен лирический образ
народной России, о которой Гоголь пишет с любовью и восхищением. За
страшным миром помещичьей и чиновничьей России Гоголь чувствовал душу
русского народа, которую и выразил в образе быстро несущейся вперед
тройки, воплощающей в себе силы России: "Не так ли и ты, Русь, что
бойкая, необгонимая тройка несешься?" Итак, мы остановились на том,
что изображает Гоголь в своем произведении. Он изображает социальную
болезнь общества, но также следует остановиться на том, как удается
это сделать Гоголю.

Во-первых, Гоголь пользуется приемами социальной типизации. В
изображении галереи помещиков умело сочетает общее и индивидуальное.
Практически все его персонажи статичны, они не развиваются (кроме
Плюшкина и Чичикова), запечатлены автором как результат. Этот прием
подчеркивает еще раз, что все эти Маниловы, Коробочки, Собакевичи,
Плюшкины и есть мертвые души. Для характеристики своих персонажей Го-
голь использует и излюбленный прием - характеристика персонажа через
деталь. Гоголя можно назвать "гением детализации", так порой точно де-
тали отражают характер и внутренний мир персонажа. Чего стоит, напри-
мер, описание имения и дома Манилова. Когда Чичиков въезжал в имение
Манилова, он обратил внимание на заросший английский пруд, на покосив-
шуюся беседку, на грязь и безхозность, на обои в комнате Манилова, то
ли серые, то ли голубые, на обтянутые рогожей два стула, до которых
так и не доходят руки хозяина. Все эти и еще много других деталей под-
водят нас к главной характеристике, сделанной самим автором: "Ни то,
ни се, а черт знает, что такое!" Вспомним Плюшкина, эту "прореху на
человечестве", который потерял даже пол свой. Он выходит к Чичикову в
засаленном халате, на голове какой-то немыслимый платок, везде запус-
тение, грязь, ветхость. Плюшкин - крайняя степень деградации. И все
это передается через деталь, через те мелочи жизни, которыми так вос-
хищался А.С.Пушкин: "Еще ни у одного писателя не было этого дара выс-
тавлять так ярко пошлость жизни, уметь очертить в такой силе пошлость
пошлого человека, чтобы вся та мелочь, которая ускользает из глаз,
мелькнула бы крупно в глаза всем".

Главная тема поэмы - это судьба России: ее прошлое, настоящее
и будущее. В первом томе Гоголь раскрыл тему прошлого родины. Задуман-
ные им второй и третий тома должны были повествовать о настоящем и бу-
дущем России. Этот замысел можно сравнить со второй и третей частями
"Божественной комедии" Данте: "Чистилище" и "Рай". Однако этим замыс-
лам не суждено было сбыться: второй том оказался неудачным по идее, а
третий так и не был написан. Поэтому поездка Чичикова и осталась поез-
дкой в неизвестность. Гоголь терялся, задумываясь о будущем России :
"Русь, куда же ты несешься? Дай ответ. Не дает ответа".

 

Сатирическое изображение чиновников в комедии Гоголя "Ревизор".

 

Сюжет комедии "Ревизор", так же как и сюжет бессмертной поэмы
"Мертвые души", был подарен Гоголю А.С.Пушкиным. Гоголь давно мечтал
написать комедию о России, высмеять недостатки бюрократической систе-
мы, которые так хорошо известны каждому русскому человеку. Работа над
комедией так увлекла и захватила писателя, что в письме Погодину он
написал : "Я помешался на комедии".

В "Ревизоре" Гоголь умело сочетает "правду" и "злость", то
есть реализм и смелую, беспощадную критику действительности. При помо-
щи смеха, беспощадной сатиры Гоголь обличает такие пороки русской
действительности, как чинопочитание, коррупцию, произвол властей, не-
вежество и плохое воспитание. В "Театральном разъезде" Гоголь писал,
что в современной драме действием движет не любовь, а денежный капитал
и "электричества чин". "Электричества чин" и породил ту трагикомичес-
кую ситуацию всеобщего страха пред лжеревизором.

В комедии "Ревизор" представлена целая "корпорация разных слу-
жебных воров и грабителей", блаженно существующих в уездном городе N.

При описании мира взяточников и казнокрадов Гоголь использовал
ряд художественных приемов, которые усиливают характеристики персона-
жей.

Открыв первую же страницу комедии и узнав, что, например, фа-
милия частного пристава - Уховертов, а уездного лекаря - Гибнер, мы
получаем, в общем-то, уже достаточно полное представление об этих пер-
сонажах и об отношении автора к ним. Кроме того, Гоголь дал критичес-
кие характеристики каждого из главных действующих лиц. Эти характерис-
тики помогают лучше понять суть каждого персонажа. Городничий: "Хоть и
взяточник, но ведет себя очень солидно", Анна Андреевна: "Воспитанная
вполовину на романах и альбомах, вполовину на хлопотах в своей кладо-
вой и девичьей", Хлестаков: "Без царя в голове. Говорит и действует
без всякого соображения", Осип: "Слуга, таков, как обыкновенно бывают
слуги несколько пожилых лет", Ляпкин-Тяпкин: "Человек, прочитавший
пять или шесть книг, и потому несколько вольнодумен". Почтмейстер:
"Простодушный до наивности человек".

Яркие портретные характеристики даны также и в письмах Хлеста-
кова в Петербург своему приятелю. Так, говоря о Землянике, Хлестаков
называет попечителя богоугодных заведений "совершенной свиньей в ер-
молке".

Основным литературным приемом, которым пользуется Н.В.Гоголь
при комическом изображении чиновника, является гипербола. В качестве
примера применения этого приема автором можно назвать и Христиана Ива-
новича Гибнера, который не в состоянии даже общаться со своими больны-
ми по причине полного незнания русского языка, и Аммоса Федоровича с
почтмейстером, решивших, что приезд ревизора предвещает грядущую вой-
ну. Гиперболична поначалу и сама фабула комедии, но по мере развития
сюжетного действия, начиная со сцены рассказа Хлестакова о его петер-
бургской жизни, гипербола сменяется гротеском. Ослепленные страхом за
свое будущее чиновники и хватающиеся за Хлестакова, как за соломинку,
городское купечество и обыватели не в состоянии оценить всей абсурд-
ности происходящего, и несуразности нагромождаются одна на другую: тут
и унтер-офицерша, которая "сама себя высекла", и Бобчинский, просящий
довести до сведения его императорского величества, что "в таком-то го-
роде живет Петр Иванович Бобчинский" и т.п.

Кульминация и следующая сразу за ней развязка наступают резко,
жестоко. Письмо Хлестакова дает такое простое и даже банальное объяс-
нение, что в этот момент оно выглядит для Городничего, например, го-
раздо более неправдоподобным, чем все хлестаковские фантазии. Следует
сказать пару слов об образе Городничего. По всей видимости, ему при-
дется расплатиться за грехи своего круга в целом. Разумеется, он и сам
не ангел, но удар настолько силен, что у Городничего наступает нечто
вроде прозрения: "Ничего не вижу: вижу какие-то свиные рыла вместо
лиц, а больше ничего..."

Далее Гоголь применяет прием, ставший таким популярным в наше
время: Городничий, ломая принцип так называемой "четвертой стены", об-
ращается прямо в зал: "Чему смеетесь? Над собой смеетесь". Этой репли-
кой Гоголь показывает, что действие комедии на самом деле выходит да-
леко за пределы сцены театра, переносится из уездного города на необъ-
ятные просторы. Ведь, недаром некоторые литературоведы видели в этой
комедии аллегорию на жизнь всей страны. Есть даже легенда о том, что
Николай I, посмотрев пьесу, вымолвил: "Всем досталось, а больше всех
мне!"

Немая сцена: как громом пораженные стоят обитатели провинци-
ального городка, погрязшие во взятках, пьянстве, сплетнях. Но вот идет
очищающая гроза, которая смоет грязь, накажет порок и наградит добро-
детель. В этой сцене Гоголь отразил свою веру в справедливость высшей
власти, бичуя тем самым, по выражению Некрасова, "маленьких воришек
для удовольствия больших". Надо сказать, что пафос немой сцены не вя-
жется с общим духом этой гениальной комедии.

После постановки комедия вызвала шквал критики, так как в ней
Гоголь сломал все каноны драматургии. Но главное недовольство критики
было обращено на отсутствие положительного героя в комедии. В ответ на
это Гоголь напишет в "Театральном разъезде":"...Мне жаль, что никто не
заметил честного лица, бывшего в моей пьесе. Это честное, благородное
лицо был - смех".

Создание и поддержка сайта: © Jon 31 December, 2004 - 15 February 2005

Все права защищены. При использовании материалов сайта ссылка обязательна.

Сайт создан в системе uCoz