На главную

 

Сочинения

 

Дополнительно

 

Ссылки

 

Контакты

 

www.sochinenia2005.narod.ru

 

А.М.Горький.

Ранний романтизм Горького.

В конце 90-х годов XIX века читатель был поражен появлением
трех томов "Очерков и рассказов" нового писателя - М.Горького. "Боль-
шой и оригинальный талант", - таково было общее суждение о новом писа-
теле и его книгах.

Растущее в обществе недовольство и ожидание решительных пере-
мен вызвали усиление романтических тенденций в литературе. Особенно
ярко эти тенденции отразились в творчестве молодого Горького, в таких
рассказах, как "Челкаш", "Старуха Изергиль", "Макар Чудра", в револю-
ционных песнях. Герои этих рассказов - люди "с солнцем в крови", силь-
ные, гордые, красивые. Эти герои - мечта Горького. Такой герой должен
был "усилить волю человека к жизни, возбудить в нем мятеж против дейс-
твительности, против всякого гнета ее".

Центральным образом романтических произведений Горького ранне-
го периода является образ героического человека, готового к самоотвер-
женному подвигу во имя блага народа. Огромное значение в раскрытии
этого образа имеет рассказ "Старуха Изергиль", написанный в 1895 году.
В образ Данко Горький вложил гуманистическую идею о человеке, который
все силы отдает служению народу. Данко - "молодой красавец", смелый и
решительный. Чтобы вывести свой народ к свету и счастью, Данко прино-
сит в жертву самого себя. Он любит людей. И вот его молодое и горячее
сердце вспыхнуло огнем желания спасти их, вывести их из мрака. "Что
сделаю я для людей!?" - сильнее грома крикнул Данко. И вдруг он руками
разорвал себе грудь и вырвал из нее свое сердце и высоко поднял его
над головой". Освещая путь людям ярким светом своего горящего сердца,
Данко смело повел их вперед. И тьма была побеждена. "Кинул взор вперед
себя на ширь степи гордый смельчак Данко, - кинул он радостный взор на
свободную землю и засмеялся гордо. А потом упал и умер". Умирает Дан-
ко, гаснет его смелое сердце, но образ юного героя жив, как образ ге-
роя-освободителя. "В жизни всегда есть место подвигам", - говорит ста-
руха Изергиль. Идею подвига, возвышенного и облагораживающего, Горький
вложил в свою знаменитую "Песнь о Соколе", написанную в 1895 году. Со-
кол - олицетворение борца за народное счастье: "О, если б в небо хоть
раз подняться!.. Врага прижал бы я... к ранам моей груди и... захлеб-
нулся б моей он кровью! О счастье битвы!.." Соколу присущи презрение к
смерти, храбрость, ненависть к врагу. В образе Сокола Горький воспева-
ет "безумство храбрых". "Безумство, храбрость - вот мудрость жизни! О,
смелый Сокол. В бою с врагами истек ты кровью. Но будет время - и кап-
ли крови твоей горячей, как искры, вспыхнут во мраке жизни и много
смелых сердец зажгут безумной жаждой свободы, света!"

В 1901 году Горький написал "Песню о Буревестнике", в которой
с необычайной силой выразил свое предчувствие нарастающей революции.
Горький воспевал близкую, несомненную революционную бурю: "Буря! Скоро
грянет буря! Это смелый Буревестник гордо реет между молний над реву-
щим гневно морем, то кричит пророк победы: "Пусть сильнее грянет бу-
ря!"

Буревестник - воплощение героизма. Он противопоставлен глупому
пингвину, и гагарам, и чайкам, которые стонут и мечутся перед бурей:
"Только гордый Буревестник реет смело и свободно над ревущим гневно
морем". Журнал "Жизнь", в котором была напечатана эта песня, был зак-
рыт.

Современник Горького А.Богданович писал: "От большинства очер-
ков г.Горького веет этим свободным дыханием степи и моря, чувствуется
бодрое настроение, что-то независимое и гордое, чем они резко отлича-
ются от очерков других авторов, касающихся того же мира нищеты и от-
верженности".

 

А.М.Горький.

Человек и идея в романе А.М.Горького "Мать".

 

Роман "Мать" - произведение, созданное на рубеже двух веков, в
нелегкое и бурное время, стремительно уносящее все старое и дающее
жизнь новым идеям, новым общественным течениям, которые овладевали
умами и сердцами.

Процесс коренной ломки общественного мировоззрения, развернув-
шийся в русском обществе в данный период, небезызвестная борьба между
новыми материалистическими и идеалистическими философскими течениями,
возникшими на рубеже 19-20 веков, - все это не могла не найти отраже-
ния в литературных произведениях этой эпохи. Творчество Горького не
является здесь исключением. Оно явило собой отклик на события времени,
когда менялось само понятие героического, когда протест против сущест-
вующего строя стал делом каждого здравомыслящего человека. Совершенно
другой вопрос, в каких формах этот протест выражался. Нельзя забывать,
что разночинский период освободительного движения в России сменился в
это время пролетарским, развивавшимся преимущественно под воздействием
теории марксизма, которая, как известно, имеет весьма существенные из-
держки.

Роман "Мать" обнаруживает совершенно четкую позицию автора по
отношению к общественным преобразованиям; произведение проникнуто па-
фосом борьбы за переустройство жизни, что длительное время давало по-
вод для весьма односторонней оценки его в рамках советской идеологии.
За "героической борьбой нового поколения революционеров" не замечали
/или не хотели замечать/ живых людей, с их внутренними противоречиями,
страданиями, нравственными исканиями. А ведь именно внутренний духов-
ный мир человека интересовал величайших русских писателей, произведе-
ния которых признаны классикой мировой литературы. Односторонний под-
ход к данному произведению, навязанный коммунистической идеологией,
несомненно, не может удовлетворить человека, считающего себя истинным
знатоком и ценителем литературы.

Вероятно, более целесообразно будет рассматривать это произве-
дение, исследуя духовный мир героев. Так, лучшие чувства, возникающие
в сердцах, зовут людей на службу высокой и светлой идее. Но когда эта
идея заслоняет собой все остальное, порабощая человека, она глушит в
душе его те самые чувства, которые побудили его к служению ей.

Трагичен этот парадокс. И отчетливей всего проявляется он в
образе Павла Власова, который рассматривался до недавнего времени как
безоговорочно положительный. Но именно в нем проявляется сильнее всего
"одержимость идеей", именно здесь это явление приобретает наиболее
разрушительные формы. Стремление к своей, высокой цели, перерастая в
фанатизм, подавляет в душе его такие вечные человеческие чувства, как
сыновняя любовь, любовь к дому, к женщине. Жестоко, не по-сыновьи, го-
ворит он матери, что обречен умереть за свою идею, не хочет слушать ее
перед демонстрацией.

Образ Павла - это образ человека, делающего, хотя и не по зло-
му умыслу, несчастными всех тех, кому он дорог. Особенно это видно из
истории его любви. В жизни перед ним постоянно возникает выбор между
идеей и живой душой. И он выбирает идею... Поэтому образ Павла Власова
трагичен. В душе этого человека произошел разлад между самыми глубоки-
ми, корневыми, жизненными основами и идеей, целью, поставленной им са-
мим.

Героем, несущим в себе духовное начало, в ком сильны лучшие
человеческие чувства, является, несомненно, Ниловна. Могучая сила ее
материнской любви удерживает Павла от полного погружения в фанатичес-
кое безумие. Именно в образе матери наиболее органично соединились ве-
ра в высокую цель с богатейшим духовным миром. Здесь, безусловно, не-
обходимо отметить глубокую и прочную связь Ниловны с народом, что
всегда в русской литературе оценивалось как богатство души человека,
его близость к истокам, корням национальной культуры. Идея окрыляет
Ниловну, дает ей подняться, обрести веру в себя, но не перерастает в
ее сознании в цель для фанатичного служения. Этого не происходит, ве-
роятно, потому, что связь Ниловны с народными корнями очень крепка.
Очевидно, именно эта связь определяет внутреннюю стойкость человека.
Заметим, что Андрей Находка, соратник Павла, гораздо глубже его в ду-
ховном плане. Этот образ также близок к народу, об этом говорит его
отношение к Ниловне: нежность, забота, ласка. У Павла этого нет. Автор
показывает, сколь опасно для человека отдаляться от народных корней,
когда утрачиваются все истинные духовные ценности.

Название романа выбрано писателем не случайно. Ведь именно
мать /вечный образ/ является истинным, человечным, любящим, искренним
образом.

 

А.М.Горький.

"Дно жизни" - трагический образ пьесы А.М.Горького "На дне".

 

Пьеса Горького "На дне" была написана в 1902 году для труппы
Московского Художественного общедоступного театра. Горький долгое вре-
мя не мог подобрать точного названия к пьесе. Первоначально она назы-
валась "Ночлежка", затем "Без солнца", и, наконец, "На дне". В самом
названии уже заложен огромный смысл. Люди, которые попали на дно, уже
никогда не поднимутся к свету, к новой жизни. Тема униженных и оскорб-
ленных не нова в русской литературе. Вспомним героев Достоевского, ко-
торым тоже "уже некуда больше идти". Много сходных черт можно найти у
героев Достоевского и Горького: это тот же мир пьяниц, воров, прости-
туток и сутенеров. Только он еще более страшно и реалистично показан
Горьким.

В пьесе Горького зрители впервые увидели незнакомый им мир от-
верженных. Такой суровой, беспощадной правды о жизни социальных низов,
об их беспросветной участи мировая драматургия еще не знала. Под сво-
дами костылевской ночлежки оказались люди самого различного характера
и социального положения. Каждый из них наделен своими индивидуальными
чертами. Здесь и рабочий Клещ, мечтающий о честном труде, и Пепел,
жаждущий правильной жизни, и Актер, весь поглощенный воспоминаниями о
своей былой славе, и Настя, страстно рвущаяся к большой, настоящей
любви. Все они достойны лучшей участи. Тем трагичнее их положение сей-
час. Люди, живущие в этом подвале, похожем на пещеру, - трагические
жертвы уродливых и жестоких порядков, при которых человек перестает
быть человеком и обречен влачить жалкое существование.

Горький не дает подробного изложения биографий героев пьесы,
но и те немногие черты, которые он воспроизводит, прекрасно раскрывают
замысел автора. В немногих словах рисуется трагизм жизненной судьбы
Анны. "Не помню, когда я сыта была... - говорит она. - Над каждым кус-
ком хлеба тряслась... Всю жизнь мою дрожала... Мучилась... как бы
больше другого не съесть... Всю жизнь в отрепьях ходила... всю мою
несчастную жизнь..." Рабочий Клещ говорит о безысходной свое доле:
"Работы нет... силы нет... Вот -правда! Пристанища, пристанища нету!
Издыхать надо... Вот правда!"

Обитатели "дна" выброшены из жизни в силу условий, царящих в
обществе. Человек предоставлен самому себе. Если он споткнулся, выбил-
ся из колеи, ему грозит "дно", неминуемая нравственная, а нередко и
физическая гибель. Погибает Анна, кончает с собой Актер, да и осталь-
ные измотаны, изуродованы жизнью до последней степени.

И даже здесь, в этом страшном мире отверженных, продолжают
действовать волчьи законы "дна". Вызывает отвращение фигура содержате-
ля ночлежки Костылева, одного из "хозяев жизни", который готов даже из
своих несчастных и обездоленных постояльцев выжать последнюю копейку.
Столь же отвратительна и его жена Василиса своей безнравственностью.

Страшная участь обитателей ночлежки становится особенно оче-
видной, если сопоставит ее с тем, к чему призван человек. Под темными
и угрюмыми сводами ночлежного дома, среди жалких и искалеченных, нес-
частных и бездомных бродяг звучат торжественным гимном слова о чело-
век, о его призвании, о его силе и его красоте: "Человек - вот правда!
Все - в человеке, все для человека! Существует только человек, все же
остальное - дело его рук и его мозга! Человек! Это великолепно! Это
звучит - гордо!"

Гордые слова о том, каким должен быть и каким может быть чело-
век, еще резче оттеняют ту картину действительного положения человека,
которую рисует писатель. И этот контраст приобретает особый смысл...

Пламенный монолог Сатина о человеке звучит несколько неестест-
венно в атмосфере непроглядной тьмы, особенно после того, как ушел Лу-
ка, повесился Актер, посажен в тюрьму Васька Пепел. Это чувствовал сам
писатель и объяснял это тем, что в пьесе должен быть резонер (вырази-
тель мыслей автора), но героев, которых изобразил Горький, трудно наз-
вать выразителями чьих-либо идей вообще. Поэтому и вкладывает свои
мысли Горький в уста Сатина, самого свободолюбивого и справедливого
персонажа.

 

А.М.Горький.

Проблема гуманизма в пьесе Горького "На дне".

 

Пьеса А.М.Горького "На дне" была написана в 1902 году, в пере-
ломный момент для России. Горький вводит в русскую литературу нового
героя - люмпена, босяка. Но рассказывает о нем по-новому. Тема людей
дна не нова для русской литературы: Гоголь, Достоевский, Гиляровский
обращались к этой теме.

Сам Горький отмечал, что пьеса явилась итогом его почти
20-летних наблюдений над миром "бывших людей".

Мрачный быт костылевской ночлежки изображен Горьким как вопло-
щение социального зла. Автор описывает этот приют убогих и "сирых":
"Подвал, похожий на пещеру. Потолок - тяжелые, каменные своды, закоп-
ченные, с обвалившейся штукатуркой. Свет - от зрителя и, сверху вниз,
- из квадратного окна с правой стороны".

Под сводами костылевского подземелья оказались люди самого
различного характера и социального положения. Каждый из них наделен
своими, индивидуальными чертами. Здесь и рабочий Клещ, живущий надеж-
дой на возвращение к честному труду, Пепел, жаждущий правильной жизни,
Актер, поглощенный воспоминаниями о своей былой славе, Настя, страстно
рвущаяся к настоящей, большой любви. Все эти люди, конечно, достойны
лучшей участи. Тем трагичнее их положение сейчас.

Рисуя обитателей костылевской ночлежки и подчеркивая в них че-
ловеческие черты, достойные сострадания, Горький вместе с тем со всей
решительностью вскрывает в пьесе бессилие босяков, их непригодность
для дела переустройства России. Каждый из ночлежки живет надеждами, но
сделать что-нибудь, изменить свое плачевное положение не может в силу
трагического стечения обстоятельств. И остаются одни только декларации
о том, что "человек... звучит гордо". Но вот появляется в пьесе новый,
неведомо откуда взявшийся персонаж -Лука. Вместе с ним появляется но-
вый мотив в пьесе: возможность утешения или разоблачения.

Сам Горький указывал, в чем состояла главная проблема пьесы:
"Основной вопрос, который я хотел поставить, это - что лучше, истина
или сострадание? Что нужнее? Нужно ли доводить сострадание до того,
чтобы пользоваться ложью, как Лука?" Эта фраза Горького была вынесена
в заголовок сочинения. За этой фразой автора стоит глубокая философс-
кая мысль. Точнее вопрос: что лучше - истина или сострадание, правда
или ложь во спасение. Пожалуй, этот вопрос так же сложен, как и сама
жизнь. Над разрешением его бились многие поколения. Тем не менее попы-
таемся найти ответ на поставленный вопрос.

Странник Лука выполняет в пьесе роль утешителя. Анну он успо-
каивает разговором о блаженной тишине после смерти. Пепла он соблазня-
ет картинами вольной и свободной жизни в Сибири. Несчастному пьянице
Актеру он сообщает об устройстве специальных лечебниц, где лечат алко-
голиков. Так он повсюду сеет слова утешения и надежды. Жаль, только,
что все его обещания основаны на лжи. Нет вольной жизни в Сибири, нет
спасения Актеру от его тяжелого недуга. Умрет несчастная Анна, так и
не повидавшая настоящей жизни, мучимая мыслью, "как бы больше другого
не съесть". Намерения Луки помочь другим людям кажутся понятными. Он
рассказывает притчу о человеке, который верил в существование правед-
ной земли. Когда некий ученый доказал, что такой земли нет, человек с
горя повесился. Этим Лука хочет лишний раз подтвердить, насколько спа-
сительная для людей иногда ложь и как не нужна и опасна для них бывает
правда.

Эту философию оправдания спасительной лжи Горький отвергает.
Ложь старца Луки, подчеркивает Горький, играет реакционную роль. Вмес-
то того, чтобы звать на борьбу против неправедной жизни, он примиряет
угнетенных и обездоленных с угнетателями и тиранами. Эта ложь, по мне-
нию автора пьесы, выражение слабости, исторического бессилия. Так ду-
мает автор. А как думаем мы?

Сама композиция пьесы, ее внутреннее движение, разоблачает фи-
лософию Луки. Последуем же вслед за автором и его замыслом. В начале
пьесы мы видим, как каждый из героев одержим своей мечтой, своей иллю-
зией. Появление Луки с его философией утешения и примирения укрепляет
обитателей ночлежки в правоте их неясных и призрачных увлечений и дум.
Но вместо мира и тишины в костылевской ночлежке назревают острые дра-
матические события, которые достигают своей кульминации в сцене убийс-
тва старика Костылева. Сама действительность, сама суровая правда жиз-
ни опровергает утешительную ложь Луки. В свете происходящего на сцене
благостные разглагольствования Луки кажутся автору фальшивыми. Горький
прибегает к необычному композиционному приему: он задолго до финала, в
третьем акте, убирает одного из главных героев пьесы: Лука тихонько
исчезает и в последнем, четвертом акте уже не появляется.

Философию Луки отвергает противопоставленный ему Сатин. "Ложь
- религия рабов и хозяев. Правда - бог свободного человека!" - говорит
он. Из этого вовсе не следует, что Сатин - положительный герой. Глав-
ное достоинство Сатина в том, что он умен и дальше всех видит неправ-
ду. Но к настоящему делу Сатин не пригоден.

Фактического ответа на вопрос автора: "Что лучше: истина или
сострадание?" - в пьесе нет. Мне кажется, что ложь во спасение необхо-
дима. Лука старается дать погибающим людям хоть какую-то надежду. Он
утешает их, успокаивает. Несет хоть и небольшое, но облегчение обита-
телям "дна". Все же остальные клянут жизнь... и грешат, грешат, гре-
шат. А человек живет надеждой!..

Дело в том, что гуманистическая идея пьесы оказалась выше тех
рамок, которые обозначил сам автор. Горький, разъясняя артистам МХАТ,
как должны играть актеры в его пьесе, говорил, что Лука - человек хит-
рый, себе на уме, ловко пользующийся расположением к себе людей. Но
артист Москвин, игравший Луку, сыграл его так искренне, проникновенно
и убедительно, что вышел за рамки, намеченные Горьким. Да, образ Луки
оказался более гуманным и вечным, чем пламенные монологи шулера Сати-
на.

 

А.М.Горький.

Сила и слабость человека в понимании М.Горького ("Старуха Изергиль",
"На дне").

 

Во все века человек стремился к познанию своего "я". Одна из
основных, может быть, главных целей искусства - в раскрытии этой тай-
ны. Открыть человеку глубины его души, сделать его лучше, сильнее - в
той или иной степени этого добивается каждый писатель. Особенно это
свойственно русской литературе с ее глубочайшими нравственно-философс-
кими корнями. Проблему добра и зла, силы и слабости человека пытались
разрешить великие умы, люди, много выстрадавшие и испытавшие на себе -
Пушкин, Толстой, Достоевский.

Горький столкнулся с этой проблемой очень рано. Уже в первых
произведениях молодого писателя проявился не только незаурядный талант
рассказчика и художника, но и умение отстаивать свои убеждения. И поз-
же опыт жизни не притупил таланта, вера в свою правоту лишь окрепла.

Уже в самом начале своего рассказа старуха Изергиль делит лю-
дей на "стариков с детства" и "юных, которые любят". Это очень важно
для Горького. Яркие, сильные люди всегда были привлекательны для него.
Один лишь холодный ум без молодого сердца не дает человеку истинной
силы. Таков Ларра - герой первой легенды. Недаром его отец - орел -
житель холодных вершин. Гордости, уверенности в своем превосходстве
недостаточно для счастья. Это не сила Ларры, а слабость. В понимании
Горького лишь горячая любовь к людям, к своему делу, к родной земле
дает человеку твердость в жизненных испытаниях. Данко, жертвующий со-
бой ради других, сильнее Ларры.

В связи с этим возникает важнейший вопрос: как действительно
сильный человек относится к окружающим? Это один из основных вопросов,
ответ на который не дает вся мировая литература. Позиция Горького
здесь ясна. Кажущаяся сила Ларры, которому люди якобы не нужны, не вы-
держивает испытания одиночеством. В более поздних произведениях Горь-
кий усложняет вопрос: одиночество среди людей -следствие ли это силы
или слабости? И дает ответ: сильный не может быть одинок, он всегда
среди людей - пусть чуждых ему по духу, но страдающих. И это понимает
Сатин после встречи с Лукой. Но взгляды этих героев все же расходятся
в основном. Лука считает, что слабый должен найти в жизни опору и обя-
занность сильного - помочь ему в этом. Сатин уверен, что, действитель-
но, сильному не нужна опора и ждать лучшего будущего в бездействии -
не для настоящего человека. Он приходит к этому убеждению не сразу. Мы
можем следить за его развитием по ходу пьесы.

При первой встрече с обитателями ночлежки мы видим, что перед
нами люди глубоко страдающие и одинокие. Попав на самое дно жизни пос-
ле многих лишений, они стали безжалостны к себе и к другим. Каждый
замкнут на своем горе и ведет о нем нескончаемый рассказ, не слушая
никого и не желая быть услышанным. Ответ на жалобы - смех, издеватель-
ства. Барона, живущего за счет Насти, лишь забавляют ее слезы и фанта-
зии. Клещ презирает всех: он, "рабочий человек", вырвется из ночлежки,
он не таков, как все ее обитатели. И только после смерти Анны, продав
все свои инструменты, потеряв всякую надежду, он понимает и принимает
их как товарищей по несчастью.

Каждый герой пьесы ищет опору в уходе от жестокой реальности.
Наташа, Васька Пепел мечтают о будущем. Анна надеется на успокоение
после смерти. Актер "грезит" о прошлом, с каждым разом расцвечивая его
все более яркими красками. Настя, у которой нет ни прошлого, ни буду-
щего, уходит от настоящего в воображаемый мир "чистой любви". Лука по-
пытался перенести их мечты в реальный мир, и они потерпели крах одна
за другой. Ведь эти мечты не облегчают реальности, а лишь в малой сте-
пени заменяют ее. Всем им остается лишь беспробудное пьянство, ибо
пробуждение страшно. Лишь сильный человек, утверждает Горький, спосо-
бен смотреть в лицо реальности. Но без цели в жизни, без уверенности в
своих возможностях изменить мир он не способен противостоять невзго-
дам. И мы видим людей, сильных духом, но не знающих долга перед собой
и окружающими. Бубнов, которому многое дано, уже утратил себя. Барон
издевается над всеми и быстро теряет человеческие черты. Сатин лишь в
начале этого пути. Кто знает, какая судьба ждала его, не появись в
ночлежке Лука. Недаром Сатин позже скажет, что Лука подействовал на
него, как кислота на потускневшую монету. Сатин понимает, что назначе-
ние сильного - не утешать страдающих, а искоренять страдание, зло. Это
- одно из самых твердых убеждений Горького.

Для Горького - сила - в стремлении вперед "к свободе, к све-
ту". Лишь горячее сердце и сильная воля, вера в победу помогут пройти
этот путь. И память о тех, кто на этом пути пожертвовал собой ради
других, как звезды - искры сердца Данко, будут освещать дорогу идущим
следом.

Создание и поддержка сайта: © Jon 31 December, 2004 - 15 February 2005

Все права защищены. При использовании материалов сайта ссылка обязательна.

Сайт создан в системе uCoz