На главную

 

Сочинения

 

Дополнительно

 

Ссылки

 

Контакты

 

www.sochinenia2005.narod.ru

 

В.В. Маяковский.

Традиции Гоголя и Салтыкова-Щедрина в сатире Маяковского. Сатира Мая-
ковского.

Поэт Маяковский вошел в наше сознание , в нашу культуру как "агитатор,
горлан, главарь". Он действительно шагнул к нам "через лирические то-
мики, как живой с живыми говоря". Его поэзия громка, неуемна, неисто-
ва. Ритм, рифма, шаг, марш - все эти слова ассоциируются и выражают
творчество поэта. Это, действительно, поэт-гигант. И истинная оценка
его творчества еще впереди, потому что он слишком крупен,объемен, его
поэзия никак не вмещается в узкий и тесный мир наших мыслей и забот.

Маяковский - поэт разносторонний. Он мог писать обо всем в
равной степени талантливо и необычно. Поэтому его поэзия так многоли-
ка: от плакатов РОСТА с краткими и меткими подписями - до поэмы о це-
лой стране ("Хорошо!); от антивоенных стихов 10-х годов - до нежных,
возвышенных поэм про любовь ("Облако в штанах", "Флейта - позвоноч-
ник").

Не исключением является и тема, обличающая пошлость, мещанс-
тво, быт, обывательщину, волокиту и бюрократизм. В этих произведениях
Маяковский верен традициям русской литературы, так как продолжает те-
му, начатую еще Фонвизиным, Грибоедовым, Гоголем и Салтыковым-Щедри-
ным. Если рассмотреть стихотворения Маяковского "О дряни" и "Прозасе-
давшиеся", то можно заметить, что поэт широко использует целый спектр
комических приемов для описания бюрократов и мещан, чьи желания не
простираются дальше "тихоокеанских галифищ" и стремления "фигурять" в
новом платье "на балу в Реввоенсовете". Поэт использует и разящие эпи-
теты, и яркие сравнения, и неожиданные аллегории, но особенно ярко
вскрывает суть порока гипербола, сарказм и гротеск.

Для примера проведем параллель между "Прозаседавшимися" и "Ре-
визором". И то и другое являются законченными литературными произведе-
ниями, обладающими завязкой, кульминацией и развязкой. Начало обоих
произведений гиперьболично: безнадежные попытки чиновников попасть на
несколько заседаний сразу, где обсуждается "покупка склянки чернил", а
в другом произведении от ужаса чиновники признают в Хлестакове ревизо-
ра. Кульминация представляет собой гротеск. В "Прозаседавшихся:

И вижу,

Сидят людей половины,

О, дъявольщина!

Где же половина другая?

В нескольких строках Маяковский довел ситуацию до абсурда. Бо-
лее плавен переход к кульминации в "Ревизоре", но по своей абсурдности
она не уступает "Прозаседавшимся" и характеризуется,например, такими
ситуациями, как сама себя высекшая унтер-офицерша, Бобчинский, прося-
щий довести до сведения его императорского величества, что в "таком-то
городе живет Петр Иванович Бобчинский".

В развитии "Ревизора" Гоголь отразил свою веру в силу и спра-
ведливость высшей власти, в неотвратимость наказания. Развязка "Проза-
седавшихся" иронична, что, вероятно, говорит о том, что Маяковский по-
нимал живучесть, неистребимость бюрократизма.

Если говомить о стихотворении Маяковского "О дряни", то здесь
мы найдем и гротеск в образе ожившего Маркса, призывающего свернуть
головы мещанским канарейкам, и гиперболический эпитет "тихоокеанские
галифища, и саркастическое выражение "мурло мещанина", и сравнение
"зады, крепкие как умывальники". Поэт без стеснения употребляет эти
тропы и стилистические фигуры, рассматривая обывательский быт, который
"страшнее Врангеля".

Это стихотворение можно соотнести с пафосом творчества Салты-
кова-Щебрина. В его произведениях сарказм, гротеск и гипербола встре-
чаются буквально на каждой странице, особенно в "Диком помещике", "По-
вести о том, как один мужик двух генералов прокормил", "Истории одного
города". В своих произведениях Салтыков-Щедрин часто использовал прием
фантастики. Подобный прием испрльзовал и Маяковский в пьесе "Клоп", в
которой Пьер Скрипкин переносится в будущее.

В.В. Маяковский следовал традициям Гоголя и Салтыкова-Щедрина
не только в использовании литературных приемов, но и в самой тематике
своих сатирических произведений, направленных против косности мышле-
ния, бюрократического мещанского бытия и обывательской пошлости. Тра-
диции русской сатиры были продолжены и развиты такими мастерами слова,
как Булгаков, Ильф и Петров, Фазиль Искандер.

Создание и поддержка сайта: © Jon 31 December, 2004 - 15 February 2005

Все права защищены. При использовании материалов сайта ссылка обязательна.

Сайт создан в системе uCoz