На главную

 

Сочинения

 

Дополнительно

 

Ссылки

 

Контакты

 

www.sochinenia2005.narod.ru

 

Н.А.Некрасов.

Настоящее и будущее России в произведениях Н.А.Некрасова.

Девятнадцатый век дал плеяду блестящих поэтов не только рос-
сийского, но и мирового значения. Вспомним Пушкина, Лермонтова, Тютче-
ва, Фета и других. Но и среди созвездия таких ярких имен имя Некрасова
не теряет своей яркости. В чем же секрет актуальности поэзии Некрасо-
ва? Разгадка - в отношении поэта к Родине, в любви к своему народу, в
широком освещении актуальных проблем современности, и, наконец, в
прогрессивных взглядах на настоящее и будущее России.

Бесспорно, многие поэты ставили глобальные вопросы о возможных
путях развития России и давали на них исчерпывающие ответы. Видение же
Некрасовым насущных проблем России и ее будущего было глубоко граж-
данственным.

Настоящее в произведениях Некрасова - время, когда нужно сде-
лать все возможное для борьбы с социальным злом, а будущее - в осво-
бождение людей от гнета и крепостных пережитков. Творческое кредо поэ-
та особенно ярко выражено в стихотворении "Вчерашний день, часу в шес-
том", где поэт сравнивает свою музу с молодой крестьянкой, называет их
родными сестрами: "И музе я сказал: Гляди - сестра твоя родная!" Я ду-
маю, что это стихотворение раскрывает и взгляды Некрасова на Россию:
поэт считал основным вопросом современной ему России вопрос крестьянс-
кий. Не случайно крестьянская тема занимает такое видное место в ряду
произведений поэта: "Мороз, красный нос", "Орина, мать солдатская",
"Несжатая полоса", "Размышления у парадного подъезда", "Дед Мазай и
зайцы", и, наконец, поэма-эпопея "Кому на Руси жить хорошо". В этих
произведениях Некрасов показывает страдания простых людей, их беспра-
вие, беспомощность, неспособность постоять за себя и сделать свою
жизнь легче и лучше. Многие стихотворения свидетельствуют о сопережи-
вании Некрасова, с детских лет близкого крестьянам, рано открывшего
для себя "незримые, невидимые миру слезы", стремления сельских жителей
к "мужицкому счастью". Например, стихотворение "Забытая деревня". В
нем автор раскрывает нам страницу тяжелой крестьянской жизни: показы-
вает бабушку Ненилу, ждущую "доброго барина", чтобы попросить у него
немного леса для покосившейся избенки, крепостную девушку Наташу, меч-
тающую выйти замуж за вольного хлебопашца. Но самое страшное состоит в
том, что эти простые желания крестьянских женщин никогда не сбудутся:
барин забыл о своей деревне, живет в городе, а без его разрешения
предпринять ничего нельзя. Некрасов с гневом показывает нам абсурд-
ность зависимости крестьян от барина, показывает судьбы, рушащиеся по
прихоти владельца крепостных душ.

Возьмем еще одно лирическое стихотворение поэта - "Несжатая
полоса". Некрасов рисует портрет измученного, изможденного постоянной
работой труженика, который, имея клочок собственной земли, не в состо-
янии собрать скудный, но необходимый для жизни урожай. Читатель ощуща-
ет глубоко прочувствованное отношение автора к обездоленным крестьянам
и понимает, что поэт не мог и не хотел смириться с таким настоящим
России.

Если в стихотворениях Некрасов в основном излагал взгляды на
настоящее России, то видение будущего, наверное, ярче всего выражено в
поэме "Кому на Руси жить хорошо". Так, истинно счастливыми людьми Нек-
расов называет тех, кто может постоять за себя и за односельчан. Буду-
щее России, как полагал поэт, за такими как Гриша Добросклоно, которым
"судьба готовила путь славный, имя громкое народного заступника, ча-
хотку и Сибирь". То есть за теми, которые ставят общественные интересы
выше личных, кто не может смириться с современным положение крестьян,
отдает всю свою жизнь без остатка на служение народу, его счастью, его
будущему:

Лет пятнадцати Григорий твердо знал уже,

Что будет жить для счастия убого и темного

Родного уголка.

Вера в счастливое и светлое будущее России и сожаление о том,
что сам поэт уже не застанет этой эпохи, выражена в стихотворении "Же-
лезная дорога". Некрасов верит, что Россия "вынесет все, и широкую,
ясную грудью дорогу проложит себе, Жаль, только, что в эту пору прек-
расную жить не придется ни мне, ни тебе".

 

Изображение народа в поэме Некрасова "Кому на Руси жить хорошо" .

 

"Кому на Руси жить хорошо" является поэмой-эпопеей. В центре
ее - изображение пореформенной России. Некрасов писал поэму в течении
двадцати лет, собирая материал для нее "по словечку". Поэма необычайно
широко охватывает народную жизнь. Некрасов хотел изобразить в ней все
социальные слои: от крестьянина до царя. Но, к сожалению, поэма так и
не была закончена - помешала смерть поэта.

Главная проблема, главный вопрос произведения уже ясно виден в
заглавии произведения: "Кому на Руси жить хорошо" - проблема счастья.

Поэма Некрасова "Кому на Руси жить хорошо" начинается с вопро-
са: "В каком году - рассчитывай, в какой земле угадывай". Но не трудно
понять, о каком периоде говорит Некрасов. Поэт имеет ввиду реформу
1861 года, по которой "освободили" крестьян, а те, не имея своей зем-
ли, попали в еще большую кабалу.

Через всю поэму проходит мысль о невозможности так жить даль-
ше, о тяжелой крестьянской доле, о крестьянском разорении. Этот мотив
голодной жизни крестьянства, которого "тоска-беда измучила" звучит с
особой силой в песне, названной Некрасовым "Голодная". Причем поэт не
смягчает красок, показывая нищету, грубость нравов, религиозные пред-
рассудки и пьянство в крестьянском быту.

Положение народа с предельной отчетливостью рисуется названием
тех мест, откуда родом крестьяне-правдоискатели: уезд Терпигорев, Пус-
топорожняя волость, деревни Заплатово, Дырявино, Разутово, Знобишино,
Горелово, Неелово. В поэме очень ярко изображена безрадостная, бесп-
равная, голодная жизнь народа. "Мужицкое счастье, - с горечью воскли-
цает поэт, -дырявое с заплатками, горбатое с мозолями!" Как и прежде ,
крестьяне - люди "досыта не едавшие, несолоно хлебавшие". Изменилось
только то, что теперь их вместо барина драть будет волостной.

С нескрываемым сочувствием относится автор к тем крестьянам,
которые не мирятся со своим голодным бесправным существованием. В от-
личие от мира эксплуататоров и моральных уродов, холопов вроде Якова,
Глеба, Сидора, Ипата, лучшие из крестьян в поэме сохранили подлинную
человечность, способность к самопожертвованию, душевное благородство.
Это Матрена Тимофеевна, богатырь Савелий, Яким Нагой, Ермил Гирин,
Агап Петров, староста Влас, семь правдоискателей и другие. У каждого
из них своя задача в жизни, своя причина "искать правду", но не все
они вместе свидетельствуют о том, что крестьянская Русь уже пробуди-
лась, ожила. Правдоискателям видится такое счастье для русского наро-
да:

Не надо мне ни серебра,

Ни золота, а дай Господь,

Чтоб землякам моим

И каждому крестьянину

Жилось вольготно, весело

На всей святой Руси!

В Якиме Нагом представлен своеобразный характер народного
правдолюбца, крестьянского "праведника". Яким живет той же трудолюби-
вой нищенской жизнью, как и все крестьянство. Но он отличается непо-
корным нравом. Яким честный труженик с большим чувством собственного
достоинства. Яким и умен, он прекрасно понимает, почему крестьянин так
убого, так плохо живет. Это ему принадлежат такие слова:

У каждого крестьянина

Душа, что туча черная,

Гневна, грозна - и надо бы

Громам греметь оттудова,

Кровавым лить дождям,

А все вином кончается.

Примечателен и Ермил Гирин. Грамотный мужик, он служил писа-
рем, прославился на всю округу справедливостью, умом и бескорыстной
преданностью народу. Примерным старостой показал себя Ермил, когда на-
род выбрал его на эту должность. Однако Некрасов не делает из него
идеального праведника. Ермил, пожалев своего младшего брата, назначает
в рекруты сына Власьевны, а затем в порыве раскаяния чуть не кончает
жизнь самоубийством. История Ермила завершается печально. Он посажен в
тюрьму за свое выступление во время бунта. Образ Ермила свидетельству-
ет о таящихся в русском народе духовных силах, богатстве моральных ка-
честв крестьянства.

Но лишь в главе "Савелий - богатырь святорусский" крестьянский
протест превращается в бунт, завершающийся убийством угнетателя. Прав-
да, расправа с немцем-управляющим носит пока стихийный характер, но
такова была действительность крепостного общества. Крестьянские бунты
возникали стихийно как ответ на жестокие притеснения крестьян помещи-
ками и управляющими их имений.

Не кроткие и покорные близки поэту, а непокорные и смелые бун-
тари, такие как Савелий, "богатырь святорусский", Яким Нагой, чье по-
ведение говорит о пробуждающимся сознании крестьянства, о накипающем
протесте его против угнетения. Некрасов писал об угнетенном народе
своей страны с гневом и болью. Но поэт сумел заметить "искру сокрытую"
могучих внутренних сил, заложенных в народе, и смотрел вперед с надеж-
дой и верой:

Рать поднимается

Неисчислимая,

Сила в ней скажется

Несокрушимая.

Крестьянская тема в поэме неисчерпаема, многогранна, вся об-
разная система поэмы посвящена теме раскрытия крестьянского счастья. В
этой связи можно вспомнить и "счастливую" крестьянку Корчагину Матрену
Тимофеевну, прозванную за особое везение "губернаторшею", и людей хо-
лопского звания, например, "холопа примерного Якова верного", который
сумел-таки отомстить своему барину-обидчику, и работящих крестьян из
главы "Последыш", которые вынуждены ломать комедию перед старым князем
Утятиным, притворяясь, что не было отмены крепостного права, и многие
другие образы поэмы.

Все эти образы, даже эпизодические, создают мозаичное, яркое
полотно поэмы, перекликаются друг с другом. Этот прием был назван кри-
тиками полифонией. Действительно, поэма, написанная на фольклорном ма-
териале, создает впечатление русской народной песни, исполняемой на
многие голоса.

 

Некрасов о предназначении поэта и поэзии.

 

Тема предназначения поэта и поэзии является традиционной для
русской литературы. Она прослеживается в творчестве Державина, Кюхель-
бекера, Рылеева, Пушкина , Лермонтова. Некрасов не исключение. Некра-
сов уделяет большое внимание предназначению поэта и поэзии, их роли в
жизни общества.

Кюхельбекер первым до Пушкина и Лермонтова назвал поэта "про-
роком". Положение пророка призывало поэта находиться над толпой в
борьбе за идеалы свободы, добра и справедливости, не обращая внимания
на нападки. Пушкин, близкий к декабристским кругам, после разгрома
восстания 1825 года написал своего "Пророка", сходного по духу с Кю-
хельбекеровским. Глас бога взывает к поэту:

Восстань пророк, и виждь, и внемли,

Исполнись волею моей,

И, обходя моря и земли,

Глаголом жги сердца людей.

Идут годы. Когда наступает пора творческой зрелости М.Ю.Лер-
монтова, его пророк уже другой. Он также наделен божьим даром всевиде-
ния, но если пушкинский пророк идет к людям, стремится донести до них
близкие поэту идеалы, то лермонтовский бежит от людей в пустыню. Видя
их пороки, он не находит в себе сил для борьбы. Поэт Некрасов - это
пророк, которого к людям "послал бог гнева и печали", его путь тер-
нист, потому что поэт проходит этот путь с карающей лирой в руках, не-
годуя и обличая. Поэт понимает, что снискать всеобщую любовь таким об-
разом невозможно: "Его преследуют хулы: он ловит звуки одобренья не в
сладком ропоте хвалы, а в диких криках озлобленья".

Но его позиция: "Не может сын глядеть спокойно на горе матери
родной", - есть позиция поэта-гражданина, продолженная потом Л.Н.Толс-
тым: "Не могу молчать!"

Наиболее полно некрасовское кредо изложено в стихотворении
"Поэт и гражданин" (1856 г.). написанное в форме диалога, оно предс-
тавляет собой полемику с широко распространенными в то время взглядами
на искусство как на нечто возвышенное, чуждое земным страданиям.

Мы рождены для вдохновенья,

Для звуком сладких и молитв.

Главная мысль, которая утверждается Некрасовым в этом споре,
звучит как лозунг, как призыв: "Поэтом можешь ты не быть, но граждани-
ном быть обязан".

Эта тема звучит и в стихотворении "Элегия", которое прямо на-
чинается строками:

Пускай нам говорит изменчивая мода,

Что тема старая страдания народа

И что поэзия забыть ее должна,

Не верьте, юноши, не стареет она.

В стихотворении "Сеятелям" Некрасов призывает молодежь сеять
"разумное, доброе, вечное", так как семена разума, просвещения обяза-
тельно дадут всходы, за которые "спасибо вам скажет сердечное Русский
народ".

Идеал поэта, борца за свободу, рисует Некрасов в поэме "Кому
на Руси жить хорошо" в образе Гриши Добросклонова, которому "судьба
готовила путь славный, имя громкое народного заступника, чахотку и Си-
бирь".

Прототипом для создания образа Гриши Добросклонова является,
безусловно, Добролюбов, о котором Некрасов в стихотворении, посвящен-
ном третьей годовщине его смерти, сказал:

Какой светильник разума угас!

Какое сердце биться перестало!

В произведениях Некрасова очень часто встречаются размышления
о Музе, которая вдохновляла его творчество и которой он служил ("Му-
за", "Вчерашний день, часу в шестом", "Угомонись, моя Муза задорная!",
"О, Муза! Я у двери гроба" и другие). Причем перед нами возникает не
образ прекрасной женщины, богини, а образ страдающей крестьянки:

Вчерашний день, часу в шестом

Зашел я на Сенную.

Там били женщину кнутом,

Крестьянку молодую.

Ни слова из ее груди,

Лишь бич свистел, играя,

И Музе я сказал: смотри-

Сестра твоя родная.

Эта "кнутом иссеченная Муза", "Муза мести и печали" проходит
через все творчество поэта.

В заключение хотелось бы сказать еще раз о поэтическом завеща-
нии поэта, об "Элегии", тема которого сопоставима, пожалуй, с "Памят-
ником" А.С.Пушкина. Это тема посмертной славы:

Я лиру посвятил народу своему.

Быть может, я умру, неведомый ему,

Но я ему служил - и сердцем я спокоен...

И действительно, имя поэта прочно вошло в анналы русской поэ-
зии и навсегда останется в сердце и памяти народной.

 

Н.А.Некрасов - народный поэт.

 

Н.А.Некрасов вошел в историю русской литературы как поэт-реа-
лист, рисующий правдивые картины русской действительности, и как выда-
ющийся журналист. Ведь с его именем связаны названия популярнейших
журналов прошлого столетия "Современник" и "Отечественные записки".
Именно на страницах своих журналов печатал он свои произведения, расс-
казывающие о тяжелой доле русского крестьянина ("Несжатая полоса", по-
эма "Мороз, красный нос", "Размышления у парадного подъезда"), о тру-
довой и беспросветной жизни городской бедноты (цикл "О погоде", "Ого-
родник", "Еду ли ночью по улице темной", "Вчерашний день часу в шес-
том"), стихи, посвященные А.Я.Панаевой ("Мы с тобой бестолковые люди",
"Если мучимый страстью мятежной", "О, письма женщины нам милой") и
многие другие произведения.

Стихи Некрасова впервые в русской поэзии с резкостью и прямо-
той раскрыли перед читателем картины народной жизни. Поэт изобразил
убогую русскую деревню с ее печалью и нищетой, и "несжатую полосу"
крестьянина, которому "моченьки нет". В произведениях нашли отклик
страдания простого человека.

Стихи Некрасов имели огромный успех, все чувствовали, что поя-
вился поэт, которого еще не было на Руси. Он произнес обличительный
приговор самодержавию, высказал свою любовь к народу и светлую веру в
прекрасное будущее Родины. Расцвет творчества поэта относится к 60-м
годам XIX века. В это "трудное и лихое" время его муза заговорила
"бойким" языком. Чернышевский о нем писал: "Вы теперь лучшая - можно
сказать, единственная прекрасная надежда нашей литературы". Родине и
народу посвящены многие стихотворения поэта. Еще в ранний период твор-
чества Некрасова обнаружилось, что "родина", "земля" - для него все-
поглощающая тема. Трудно себе представить какое-нибудь стихотворение
Некрасова, в котором не было бы русской природы и русских людей. "Да,
только здесь могу я быть поэтом!" - воскликнул он, вернувшись из-за
границы. Чужбина никогда не привлекала его, поэт даже попытки не сде-
лал отречься хотя бы на короткое время "от песни, что навеяна метелями
и вьюгами родимых деревень". Поэт благоговел перед Родиной; он сердеч-
но изображал деревню, крестьянские избы, русский пейзаж: "Опять она,
родимая сторона, с ее зеленым благодатным летом..." Из той пламенной
любви к Родине, к ее великому народу и изумительной русской природе и
выросла поэзия, которая составляет наше богатство.

Поэт болел за судьбу России и призывал к работе по преобразо-
ванию ее в "могучую и всесильную" страну. Поэт высоко ценил в русском
народе его активность в борьбе за счастье. "Да, не робел за отчизну
любезную. Вынес достаточно русский народ..." Некрасов угадывал великую
роль России: "Покажет Русь, что есть в ней люди, что есть грядущее у
ней..." Поэт посылает проклятье угнетателям народа - "владельцам рос-
кошных палат".

Изображению народного героя посвящены наиболее известные сти-
хотворения Некрасова. Некрасов был певцом народа-пахаря и любовно
изображал крестьянина, идущего за сохой. И видел поэт, как тяжела его
жизнь, слышал, как стоном стелется его тоска над бесконечным простором
лугов и полей, как тянет он свою лямку. Поэт сочувствует порабощенному
народу: "Назови мне такую обитель, я такого угла не видал, где бы сея-
тель твой и хранитель, где бы русский мужик не стонал". Отдельные эпи-
зоды превращаются в широкую картину крепостной действительности. "За-
бытая деревня" - это название относится не только к одной деревни, но
и ко всей стране, в которой таким "забытым" деревням нет числа. С кем
бы ни встречались мужики в поэме "Кому на Руси жить хорошо", они всюду
вместо счастливой жизни видели непосильный труд, великое горе, безмер-
ные народные страдания.

Много тоски и грусти в поэзии Некрасова, много в ней челове-
ческих слез и горя. Но есть в поэзии Некрасова и русский размах нату-
ры, который зовет на безумный подвиг, на борьбу: "Иди в огонь за честь
отчизны, за убежденья, за любовь. Иди и гибни безупречно. Умрешь не
даром. Дело прочно, когда под ним струится кровь!"

О том, что Некрасов был действительно народным поэтом, свиде-
тельствует и то, что многие его стихи стали песнями, романсами ("Коро-
бейники", романс о разбойнике Кудеяре).

Создание и поддержка сайта: © Jon 31 December, 2004 - 15 February 2005

Все права защищены. При использовании материалов сайта ссылка обязательна.

Сайт создан в системе uCoz