На главную

 

Сочинения

 

Дополнительно

 

Ссылки

 

Контакты

 

www.sochinenia2005.narod.ru

 

А. С. Пушкин

Автор, рассказчик и герой в повести Пушкина "Капитанская дочка".

"Капитанская дочка" - исторический роман, написанный в форме
мемуаров. В этом романе автор нарисовал картину стихийного крестьянс-
кого бунта. Почему Пушкин обращается к истории Пугачевского восстания?
Дело в том, что эта тема долгое время считалась запретной, неудобной,
и историки практически не занимались ею или, если и занимались, то по-
казывали однобоко. Пушкин проявил огромный интерес к теме крестьянско-
го восстания под предводительством Е. Пугачева, но он столкнулся прак-
тически с полным отсутствием материалов. Тогда он сам едет в Оренбург-
скую область, расспрашивает еще оставшихся в живых очевидцев и участ-
ников, долгое время проводит в архивах. Фактически Пушкин стал первым
историком, объективно отразившим события этой суровой эпохи. Ведь ис-
торический трактат "История Пугачевского бунта" воспринимался совре-
менниками Пушкина как научный труд.

Если "История Пугачевского бунта" - историческое сочинение, то
"Капитанская дочка" написана совсем в другом жанре. Это историческая
повесть. Главный принцип, который использует Пушкин в своем произведе-
нии - это принцип историзма, так как главной сюжетной линией стало
развитие реальных исторических событий. Вымышленные герои, их судьбы
тесно переплетаются с историческими лицами. В каждом эпизоде "Капи-
танской дочки" можно провести параллель между судьбами отдельных лич-
ностей и судьбой народа в целом.

Форма мемуаров, выбранная автором, говорит об его исторической
зоркости. В XYIII веке, действительно, можно было бы подобным образом
описать "пугачевщину" в воспоминаниях, для внуков.

Не случаен выбор автором Петра Гринева в качестве мемуариста.
Пушкину был нужен свидетель, непосредственно участвовавший в событиях,
который был лично знаком с Пугачевым и его окружением. Гринев не может
не рассказать о Пугачеве и его соратниках, так как нередко от них за-
висят его жизнь и счастье. Вспомним сцену казни или сцену освобождения
Маши. С другой стороны, Гринев - офицер, призванный присягой усмирять
бунт, он верен долгу. И мы видим, что Петр Гринев , действительно, не
уронил своей офицерской чести. Он добр, благороден. На предложение Пу-
гачева служить ему верой и правдой, Гринев отвечает с твердостью отка-
зом, так как присягал государыне - императрице.

В качестве мемуариста Пушкин намеренно выбрал дворянина. Как
дворянин по своему социальному происхождению он отвергает восстание "
как бессмысленный и беспощадный бунт", кровопролитие.

Петр Гринев последовательно повествует нам не только о крова-
вых и жестоких расправах, подобных расправе в Белогорской крепости, но
и о справедливых поступках Пугачева, о его широкой душе, мужицкой сме-
калке, своеобразном благородстве. Три раза испытывал судьбу Петр Гри-
нев, и три раза щадил и миловал его Пугачев. "Мысль о нем неразлучна
была во мне с мыслию о пощаде, - говорит Гринев,- данной мне им в одну
из ужасных минут его жизни, и об избавлении моей невесты..."

Образ Гринева дан "в двух измерениях": Гринев - юноша, недо-
росль и Гринев - старик. Между ними существует некоторое различие в
убеждениях. Старик не только описывает, но и оценивает юношу. Иронично
рассказывает Гринев о своем детстве, при описании эпизода бегства из
осажденного Оренбурга возникает интонация, оправдывающая безрассудный
поступок героя. Выбранная форма повествования позволяет показать
взгляд героя на себя со стороны. Это была удивительная художественная
находка.

Значительное место в повести занимает и антипод Гринева, его
враг - друг Емельян Пугачев. Его характер раскрывается динамически в
ходе событий. Первая встреча происходит в главе "Вожатый", в следующий
раз это уже предводитель мятежников. Несмотря на жестокость расправы в
Белогорской крепости образ Пугачева не вызывает у нас отвращения. Да-
лее он предстает великодушным, справедливым человеком. Особенно ярко
это проявляется в сцене освобождения Маши из рук Швабрина. Пугачев на-
казывает Швабрина и отпускает Гринева с невестой, приговаривая: "Каз-
нить, так казнить, жаловать, так жаловать".

В заключение хотелось бы остановиться еще на одном незримом
герое этой чудесной повести, на образе самого автора, который присутс-
твует в повести незримо, как бы все время наблюдая за событиями и пос-
тупками своих героев. Выбрав Гринева рассказчиком, Пушкин не прячется
за него. Позиция писателя четка и ясна. Во- первых, очевидно, что мыс-
ли Гринева о восстании заложены в него автором. Пушкин отдает предпоч-
тение реформам перед революцией: "Не приведи бог видеть русский бунт,
бессмысленный и беспощадный!". Во - вторых, Пушкин отбирает ситуации,
в которых Гринев будет себя вести так, как нужно автору.

Сам факт выбора рассказчика - большая заслуга писателя. В этом
состоит оригинальность повести "Капитанская дочка". Пушкин сумел до-
нести до нас много интересных фактов из истории восстания Пугачева.

 

"Евгений Онегин" - роман, в котором отразился век.

 

Роман "Евгений Онегин" занимает центральное место в творчестве
Пушкина. Это его самое крупное художественное произведение, оказавшее
наиболее сильное влияние на судьбу всей русской литературы.

Роман в стихах "Евгений Онегин" писался Пушкиным около 8 лет.
Это были годы настоящей творческой зрелости поэта. В 1831 году роман в
стихах был окончен и в 1833 году вышел в свет. Он охватывает события с
1819 года по 1825 год: от заграничных походов русской армии после
разгрома Наполеона до восстания декабристов. Это были годы развития
русского общества времени правления царя Александра I. В романе переп-
летены история и современные поэту события.

Сюжет романа прост и хорошо известен. В центре романа - любов-
ная интрига. А главной проблемой является вечная проблема чувства и
долга. Герои романа Евгений Онегин, Татьяна Ларина, Владимир Ленский,
Ольга составляют две любовные пары. Но всем им не дано судьбою стать
счастливыми.

Татьяна сразу полюбила Онегина, а он сумел полюбить ее только
после глубоких потрясений, происшедших в его охлажденной душе. Но,
несмотря на то, что они любят друг друга , они не могут стать счастли-
выми, не могут соединить свою судьбу. И виноваты в этом не какие-ни-
будь внешние обстоятельства, а их собственные ошибки, их неумение най-
ти правильный путь в жизни. Над глубокими причинами этих ошибок зас-
тавляет Пушкин размышлять своего читателя. На простую сюжетную линию
романа нанизано множество картин, описаний, показано множество живых
людей с их различной судьбой, с их чувствами и характерами. У Пушкина
все это "собранье пестрых глав, полусмешных, полупечальных, простона-
родных, идеальных" показывало Эпоху...

Какова же главная мысль, главная идея "Евгения Онегина" ? Она
состоит в том, что счастливо могут жить лишь люди мало думающие, мало
знающие, у которых нет стремлений к высокому, духовному. Люди с чут-
кой, высокой душой обречены на страдания. Они либо гибнут, как Ленс-
кий, либо вынуждены томиться "в бездействии пустом", как Онегин, либо
молча страдать, как Татьяна .

Пушкин отчетливо показывает, что во всех этих роковых ошибках
виноваты не его герои, а та среда, та обстановка, которая сформировала
такие характеры, которая сделала несчастными этих по существу или по
своим задаткам прекрасных, умных и благородных людей.

Помещичий, крепостнический строй, непосильный, тяжелый труд
крестьян и полное безделье помещиков и господ делали несчастными, ко-
веркали жизнь не только крепостных рабов, но и лучших, наиболее чутких
из дворян, помещиков. Эти печальные и горькие мысли о тяжелом неблаго-
получии всего жизненного строя выражены Пушкиным в последних грустных
строках романа.

 

Образ Евгения Онегина.

 

Роман "Евгений Онегин" создавался Пушкиным в течении 8 лет(с
1823 по 1831). Если первые главы романа были написаны молодым поэтом,
почти юношей, то заключительные главы писал уже человек с немалым жиз-
ненным опытом. Это "взросление" поэта отражено в романе.

Главный герой - Евгений Онегин - так же как и сам поэт взрос-
леет, умнеет, набирается жизненного опыта, теряет друзей, заблуждает-
ся, страдает. Как же показаны этапы жизни героя в произведении?

Названием романа Пушкин подчеркивает центральное положение
Онегина среди других героев произведения. Онегин - светский молодой
человек, столичный аристократ, получивший типичное для того времени
воспитание под руководством француза - гувернера в духе литературы,
оторванной от национальной и народной почвы. Он ведет образ жизни "зо-
лотой молодежи": балы, прогулки по Невскому проспекту, посещение теат-
ров. Хотя Онегин и учился "чему-нибудь и как-нибудь", он все же имеет
высокий уровень культуры, отличаясь в этом отношении от большинства
дворянского общества. Пушкинский герой - порождение этого общества, но
вместе с тем он и чужд ему. Благородство души, "резкий охлажденный ум"
выделяют его из среды аристократической молодежи, постепенно приводят
к разочарованию в жизни и интересах светского общества, к недовольству
политической и социальной обстановкой:

Нет, рано чувства в нем остыли,

Ему наскучил света шум...

Пустота жизни мучает Онегина, им овладевает хандра, скука, и
он покидает светское общество, пробуя заняться общественно-полезной
деятельностью. Барское воспитание, отсутствие привычки к труду ("труд
упорный ему был тошен") сыграли свою роль, и Онегин не доводит до кон-
ца ни одного из своих начинаний. Он живет "без цели, без трудов". В
деревне Онегин ведет себя гуманно по отношению к крестьянам, но он не
задумывается над их судьбой, его больше мучают свои собственные наст-
роения, ощущение пустоты жизни.

Порвав со светским обществом и будучи оторван от жизни народа,
он теряет связь с людьми. Он отвергает любовь Татьяны Лариной, одарен-
ной, нравственно чистой девушки, не сумев разгадать глубины ее запро-
сов, своеобразие натуры. Онегин убивает своего друга Ленского, поддав-
шись сословным предрассудкам, испугавшись "шепота, хохотни глупцов". В
подавленном состоянии духа Онегин покидает деревню и начинает странс-
твия по России. Эти странствия дают ему возможность полнее взглянуть
на жизнь, переоценить свое отношение к окружающей действительности,
понять сколь бесплодно растратил он свою жизнь. Онегин возвращается в
столицу и встречает ту же картину жизни светского общества. В нем
вспыхивает любовь к Татьяне - теперь уже замужней женщине. Но Татьяна
разгадала себялюбие и эгоизм, лежащие в основе чувства к ней, и отвер-
гает любовь Онегина. Любовью Онегина к Татьяне Пушкин подчеркивает,
что его герой способен к нравственному возрождению, что это не охла-
девший ко всему человек , в нем еще кипят силы жизни, что по замыслу
поэта, должно было пробудить в Онегине и стремление к общественной де-
ятельности.

Образ Евгения Онегина открывает целую галерею "лишних людей".
Вслед за Пушкиным были созданы образы Печорина, Обломова, Рудина, Ла-
евского. Все эти образы являются художественным отражением русской
действительности.

 

"Земли родной минувшая судьба".

(Исторические произведения А. С. Пушкина).

 

Тема исторического прошлого родины всегда волновала Пушкина,
как поэта, так и прозаика. Им были созданы такие произведения, как
"Песнь о вещем Олеге", "Бородинская годовщина", "Полтава", "Медный
всадник", "Борис Годунов", "История Пугачевского бунта" и конечно же
"Капитанская дочка". Все эти произведения описывают разные историчес-
кие события, разные исторические эпохи: начиная с полулегендарных со-
бытий, описанных в древнерусском памятнике "Повесть временных лет",
заканчивая совсем еще свежими в памяти поэта и его современников собы-
тиями Отечественной войны 1812 года.

Одно из первых таких произведений - "Песнь о вещем Олеге", на-
писанная в 1822 году, в котором дается поэтическая версия автора о
кончине великого русского князя, прославившегося своими удачными воен-
ными походами и победами над сильными врагами, в частности, над Визан-
тией: "Твой щит на вратах Цареграда".

Тема торжества русского оружия, героизма русского народа, победителя и
освободителя, ярко и сильно звучит и произведениях, посвященных Оте-
чественной войне 1812 года. Как прекрасны строки седьмой главы "Евге-
ния Онегина" , воспевающие подвиг Москвы:

Напрасно ждал Наполеон,

Последним счастьем упоенный,

Москвы коленнопреклоненной

С ключами старого Кремля;

Нет, не пошла Москва моя

К нему с повинной головою.

В строках стихотворения "Воспоминания в Царском Селе" перед
нами встают прославившиеся в боях "Перун кагульских берегов" Румянцев,
"вождь полунощного флага" Орлов. Этой же теме посвящено стихотворение
"Бородинская годовщина", написанное в 1831 году по поводу взятия пред-
местья Варшавы.

Одно из центральных мест в творчестве Пушкина занимает образ
Петра I. Пушкин видел в образе Петра I образцового правителя государс-
тва. Он пишет в поэме "Полтава":

Была та смутная пора,

Когда Россия молодая,

В бореньях силы напрягая,

Мужала с гением Петра .

Похожие мысли встречаются и в "Медном всаднике", где он гово-
рит о славном правлении Петра, называя его "властелином судьбы", под-
нявшем "Россию на дыбы" и прорубившем "окно в Европу".

Неоконченное произведение "Арап Петра Великого" продолжает эту
тему. В этом произведении поэт рассказывает нам о своем предке, праде-
де Ибрагиме Ганнибале.

В драме "Борис Годунов" обращается Пушкин к иной эпохе, эпохе
смутного времени. Это был период тяжелейших испытаний для России. Дра-
ма "Борис Годунов" - в определенном смысле новаторское произведение, в
котором народ показан движущей силой истории. В этом произведении ав-
тор, предвосхищая Достоевского, развенчивает теорию, что якобы цель
оправдывает средства. Оба - и царь Борис, и Раскольников - совершают
преступления, оправдывая себя "благими намерениями", забывая, что
именно ими вымощена дорога в ад.

"Капитанская дочка" - наиболее значительное историческое про-
изведение Пушкина по объему исследовательской работы, которую проделал
автор. "Капитанскую дочку" автор написал, работая над "Историей Пуга-
чевского бунта" - документальным произведением с массой свидетельств,
характеризующих ожесточение противоборствующих сторон. Но "Капитанская
дочка" - это романтическое произведение. На разницу этих двух произве-
дений указывала Марина Цветаева в эссе "Мой Пушкин", по своему ориги-
нально проведя границу между понятием реализма и романтизма. Пушкин -
исследователь знает кровавую цену восстания со всеми ужасающими под-
робностями. Пушкин - поэт помнит о ней, устами Швабрина пугая Машу
участью Елизаветы Харловой. Помним о ней и мы, думая о возможности
Гринева отправиться, как и его прототип, сержант Кармицкий, с камнем
на шее "вниз по Яику". Эту поэтизацию, этот романтический ореол вокруг
Пугачева, созданный Пушкиным, Марина Цветаева назвала словом "чара".

В повести "Капитанская дочка" Пушкин впервые разработал новый
эпический жанр - жанр исторической повести, исторического романа. От-
давая дань поэту, наш современник Давид Самойлов так напишет об этом
удивительном произведении:

Крестьянский бунт,

Начало русской прозы,

Не свифтов смех,

Не вертеровы слезы,

А заячий тулупчик Пугача,

Насильно снятый с барского плеча.

"Капитанская дочка" является началом русской исторической про-
зы. Без него не было бы "Тараса Бульбы" Н.В.Гоголя, "Войны и мира"
Л.Н.Толстого, "Петра I" А.Н.Толстого.

 

"Евгений Онегин" - "энциклопедия русской жизни и в высшей степени на-
родное произведение".

 

"Евгений Онегин" - реалистический роман в стихах, так как в
нем предстали перед читателем подлинно живые образы русских людей на-
чала XIX века. В романе дано широкое художественное обобщение основных
тенденций русского общественного развития. Можно сказать о романе сло-
вами самого поэта - это произведение , в котором "отразился век и сов-
ременный человек ". "Энциклопедией русской жизни " назвал В.Г.Белинс-
кий роман Пушкина.

В этом романе, как в энциклопедии, можно узнать все об эпохе,
о культуре того времени: о том, как одевались и что было в моде("широ-
кий боливар", фрак, жилет Онегина, малиновый берет Татьяны ), меню
престижных ресторанов("бифштекс окровавленный", сыр, шипучее аи, шам-
панское, страсбургский пирог), что шло в театре(балеты Дидро), кто
выступал (танцовщица Истомина).

Можно даже составить точный распорядок дня молодого человека.
Недаром П.А. Плетнев , друг Пушкина, писал о первой главе "Евгения
Онегина": "Онегин твой будет карманным зеркалом русской молодежи".

На протяжении действия романа и в лирических отступлениях поэ-
том показаны все слои русского общества того времени: высший свет Пе-
тербурга, дворянская Москва, поместное дворянство, крестьянство - то
есть весь народ. Это позволяет говорить нам об "Евгении Онегине" как
об истинно народном произведении.

Петербург того времени был местом обитания лучших людей России
- декабристов, литераторов. Там "блистал Фонвизин, друг свободы", люди
искусства - Княжнин, Истомина. Автор хорошо знал и любил Петербург, он
точен в описаниях, не забывая ни "о соли светской злости", "ни о необ-
ходимых глупцах", "накрахмаленных нахалах" и тому подобное.

Глазами столичного жителя показана нам Москва - "ярмарка не-
вест". Москва провинциальная, в чем-то патриархальная. Описывая мос-
ковское дворянство, Пушкин зачастую саркастичен: в гостиных он подме-
чает "бессвязный пошлый вздор". Но вместе с тем поэт любит Москву,
сердце России: "Москва ... Как много в этом звуке для сердца русского
слилось". Он гордится Москвой 12-го года: "Напрасно ждал Наполеон,
последним счастьем упоенный, Москвы коленопреклоненной с ключами ста-
рого Кремля".

Современная поэту Россия - деревенская, и он подчеркивает это
игрой слов в эпиграфе ко второй главе. Вероятно, поэтому галерея пер-
сонажей поместного дворянства в романе наиболее представительна. Поп-
робуем рассмотреть основные типы помещиков, показанные Пушкиным. Как
напрашивается сразу сравнение с другим великим исследованием русской
жизни XIX века - поэмой Гоголя "Мертвые души".

Красавец Ленский, "с душой прямо геттингемской", - романтик
немецкого склада, "поклонник Канта", не погибни на дуэли, мог бы по
мнению автора, иметь будущность большого поэта или через двадцать лет
превратиться в этакого Манилова и закончить свою жизнь так, как старый
Ларин или дядя Онегина.

Десятая глава Онегина полностью посвящена декабристам. Пушкин
объединяет себя с декабристами Луниным и Якушкиным, предвидя "в сей
толпе дворян освободителей крестьян".

Появление романа Пушкина "Евгений Онегин" оказало огромное
влияние на дальнейшее развитие русской литературы. Проникновенный ли-
ризм, присущий роману, стал неотъемлемой чертой "Дворянского гнезда",
"Войны и мира", "Вишневого сада". Важно и то, что главный герой романа
как бы открывает целую галерею "лишних людей" в русской литературе:
Печорин, Рудин, Обломов.

Анализируя роман "Евгений Онегин" , Белинский указал, что в
начале XIX века образованное дворянство было тем сословием, "в котором
почти исключительно выразился прогресс русского общества", и что в
"Онегине" Пушкин "решился представить нам внутреннюю жизнь этого сос-
ловия, а вместе с тем и общество в том виде, в каком оно находилось в
избранную им эпоху".

 

"Лишние люди" в произведениях Пушкина и Лермонтова.

 

"Лишний человек ", "лишние люди" , "галерея лишних людей" -
откуда появился этот термин в русской литературе. Кто впервые так
удачно применил его, что он прочно и надолго утвердился в произведени-
ях Пушкина, Лермонтова, Тургенева, Гончарова? Существует точка зрения,
что впервые наиболее отчетливо им воспользовался И.С. Тургенев, создав
произведение, озаглавленное "Дневник лишнего человека". По другой вер-
сии сам Пушкин в черновом варианте YIII главы "Евгения Онегина" назвал
своего героя лишним: "Онегин как нечто лишнее стоит".

Так или иначе, но именно образ лишнего человека надолго стал
предметом исследования русских писателей. Одинокий, отвергнутый об-
ществом или сам отвергнувший это общество "лишний человек " не был
плодом фантазии русских писателей XIX века, он был отмечен как болез-
ненное явление духовной жизни русского общества, вызванное кризисом
общественной системы.

Образ "лишнего человека" в русской литературе очень разнообра-
зен. Романтические герои Пушкина и Лермонтова - натуры страстные, бун-
тующие. Они не выносят зависимости, одновременно понимая, что их нес-
вобода - в них самих, в их душе. Им кажется, что их делает зависимыми
общество, в котором они живут, однако, вступив с ним в конфликт, они
становятся одинокими.

Алеко, герой поэмы Пушкина "Цыганы", уйдя от "неволи душных
городов" в цыганский табор, хочет иметь полную свободу. Но это свобода
только "для себя". Земфире и никому другому он этого не позволяет.
Старик - цыган, отец Земфиры, говорит ему:

Ты не рожден для дикой доли,

Ты для себя лишь хочешь воли.

В этой поэме выразился взгляд Пушкина на свободу личности. Он
считал, что свобода конкретной личности, любого человека кончается
там, где начинается свобода другого человека.

Кавказский пленник, герой одноименной поэмы, обременен не ус-
ловными, а настоящими веригами, и поэтому его мечты о свободе приобре-
тают вполне реальные очертания родного края, любимого человека:

Я вижу образ вечно милый:

Его зову, к нему стремлюсь.

Юная черкешенка ценой своей жизни даровала ему долгожданную
волю, но будет ли он счастлив?

"Мцыри" - это гимн жизни. Любовь к жизни героя Лермонтова та-
кова, что он готов заплатить за нее жизнью. И никакого парадокса здесь
нет, потому что жизнь в тюрьме для Мцыри - это смерть, а смерть на во-
ле - часть жизни, последняя , но часть.

Я мало жил и жил в плену.

Таких две жизни за одну,

Но только полную тревог,

Я променял бы, если б мог.

Демон - "Дух изгнания", которому наскучило зло. Любовь к Тама-
ре пробудила в нем желание верить добру, но творить его он так и не
смог. Тамара погибла.

И вновь остался он, надменный,

Один, как прежде во вселенной.

Дубровский и Вадим, герои одноименных произведений, оскорблены
обществом и унижены. Удовлетворив, однако, жажду мести, оба не смогли
стать счастливыми. Маша и Ольга потеряны, удел героев - одиночество.

В реалистических произведениях Пушкина и Лермонтова перед чи-
тателем предстают иные герои. Это Онегин из "Евгения Онегина" Пушкина
и Печорин из "Героя нашего времени" Лермонтова. Оба этих человека бла-
городны, честны, умны, на голову выше всех окружающих. В их груди ки-
пят силы необъятные, но не находят применения. Онегин так и не может
найти своего места в жизни, ничто его не радует, не волнует, он ни к
чему не стремится. Даже любовь искренней, неиспорченной светом девуш-
ки, Татьяны Лариной, не вызывает в нем никаких стремлений.

Печорин становится, подобно Демону, разрушителем чужих жизней.
Все , к чему он прикасается, погибает, рассыпается в прах: по его вине
погибает черкешенка Бела, из-за него "честным контрабандистам" прихо-
дится менять свой жизненный уклад, от его руки погибает Грушницкий,
разочаровывается в жизни и любви княжна Мери Лиговская, он становится
причиной, пусть невольной, гибели Вулича в повести "Фаталист".

Объединяет их одна болезнь - "русская хандра", аналог "анг-
лийского сплина", которым болел еще Чайльд - Гарольд. Хандра вызыва-
лась противоречием между высокой интеллектуальной культурой "русских
европейцев", к которым принадлежали все передовые люди того времени и
"азиатичной" крепостнических отношений. Люди с "озлобленным умом, ки-
пящем в действии пустом" и душой, испорченной светом, они презирали
общество, в котором жили, и были в нем одиноки.

 

Политические идеалы молодого Пушкина (на материале поэзии 10-20-х гг.)

 

Политическое мировоззрение А. С. Пушкина сложилось уже в юно-
шеский, лицейский период. На формирование его взглядов большое влияние
оказал Царскосельский лицей. Преподаватели стремились развить в своих
питомцах чувство гражданской чести, служения Отечеству и народу. В Ли-
цее из курчавого мальчика вырос гениальный поэт Пушкин. Отсюда вынес
он свой ясный взгляд на мир и людей, понимание того, что любой чело-
век, независимо от социального происхождения, должен быть свободным. И
главный порок, который увидел молодой поэт, - это ничем не ограничен-
ная власть монарха, самодержавие.

Самовластительный злодей!

Тебя, твой трон я ненавижу,

Твою погибель, смерть детей

С жестокой радостию вижу, - восклицает молодой, горя-
чий поэт в оде с символическим названием "Вольность". В этом произве-
дении можно видеть идеи просветителей XYIII века. Самодержавие должно
быть ограничено законом, тогда не будет произвола властьимущих, "барс-
тва дикого", "покорствующих бичам "рабов. Поэтому так торжественно
звучит главная мысль произведения:

Владыки! Вам венец и трон

Дает Закон - а не природа;

Стоите выше вы народа,

Но вечный выше вас закон.

Рабство противоестественно. Оно тянет назад, мешает жить, раз-
виваться обществу. Рабство - это позор! Человек рожден свободным, и
никто не имеет права посягать на его духовную независимость. Россия -
великая страна, и народ ее должен быть свободен и велик. Но о каком
величии можно говорить, когда "младые сыновья" растут для того, чтобы
пополнить "дворовые толпы измученных рабов", чтобы до гроба влачить
"тягостный ярем". Именно об этом идет речь в стихотворении "Деревня":

Склонясь на чуждый плуг,

Покорствуя бичам,

Здесь рабство тощее влачится по браздам

Неумолимого Владельца.

Кто же он, "неумолимый Владелец", "присвоивший насильственной
лозой и труд, и собственность, и время земледельца"? Монарх, ставший
выше закона, выше духовной правды. Личность для власти не имеет значе-
ния. Деспотизм и тирания губят все:

Свободный Рим возрос,

А рабством погублен.

Пушкин никогда не выступал против "короны", он всегда считал,
что страной должен править просвещенный, мудрый монарх. Именно такой
монарх должен отменить рабство, и тогда сам народ будет его защитни-
ком, хранителем трона и империи:

Склонитесь первые главой

Под сень надежную закона,

И станут вечной стражей трона

Народов вольность и покой.

На этих идеях воспитывались будущие декабристы, многие из ко-
торых были близкими друзьями Пушкина, его товарищами по Лицею. Поэтому
идеи декабристов были близки и Пушкину. Недаром после Восстания на Се-
натской площади при обыске у многих из них были найдены рукописные ко-
пии вольнолюбивых стихов прославленного поэта. Многие стихи поэта это-
го периода воспринимались современниками как призыв к действию, как
лозунг. Например, хрестоматийное стихотворение, посвященное другу Пуш-
кина Чаадаеву П.Я.:

Товарищ, верь, взойдет она,

Звезда пленительного счастья,

Россия вспрянет ото сна,

И на обломках самовластья

Напишут наши имена!

После восстания 1825 года поэт не отрекся от своих принципов.
Его взгляды становятся более жестким и критичными. В 1827 году он пи-
шет стихотворение "Арион", которое является аллегорическим рассказом о
событиях на Сенатской площади. Он ясно дает понять, что принципы его
не изменились:

Я гимны прежние пою,

И ризу влажную мою

Сушу на солнце под скалою.

Образцом политической лирики Пушкина является и стихотворение
"Анчар". Это стихотворение также является аллегорией. Образ анчара -
древа яда Пушкин использовал для обличения политики Николая I:

К нему и птица не летит,

И тигр нейдет - лишь вихрь черный

На древо смерти набежит

И мчится прочь, уже тлетворный.

Своей вольнолюбивой лирикой Пушкин дал ответ на вопрос, каким
же должен быть монарх, властитель России? Самодержец должен сочетать
свою власть с законом, защищать права человека, олицетворять собой
идеал справедливости, силы и величия. А именно о такой России мечтал
поэт.

 

История любви Евгения Онегина (по роману в стихах А.С.Пушкина "Евгений
Онегин" ).

 

Роман "Евгений Онегин" создан с удивительной тонкостью поэти-
ческого мастерства, которое нашло выражение и в композиции и в постро-
ении сюжета, и в ритмической организации романа. А. С. Пушкин создал
роман в стихах, подобно поэме Байрона "Дон Жуан".

Главный герой произведения А. С. Пушкина - молодой, привлека-
тельный, очень неглупый человек, дворянин. Пушкин относится к своему
герою с симпатией и со значительной долей иронии. В I главе поэт расс-
казывает о жизни молодого повесы Евгения Онегина в Петербурге. О том
как и кем он воспитывался:

Сперва мадам за ним ходила,

Потом мосье ее сменил,

Ребенок был резов, но мил.

В пору юности он вел себя точно так , как молодые люди его
круга, то-есть "по-французски совершенно мог изъясняться, легко мазур-
ку танцевал". Но главной его наукой, признает Пушкин, "была наука
страсти нежной". Жертвой любви, как позднее мы узнаем, и пал Евгений.

Пушкин подчеркивает, что "труд упорный ему был тошен". Он
рассказывает о жизни Онегина, проводимой в ресторанах, в театрах, на
балах, в ухаживании за женщинами. Такой же бездельной жизнью жили ты-
сячи молодых дворян. Такой уклад жизни был привычен дворянскому сосло-
вию. Но не следует спешить с выводами, определяя Онегина в разряд
"лишних". Для своего круга он не был лишним. Онегин занимал определен-
ное место в светском обществе, где имел "счастливый талант" и возбуж-
дал "улыбку дам огнем нежданных эпиграмм". Так бы и протекала разме-
ренно его жизнь, если бы не встреча с Татьяной Лариной. Онегин дает
влюбиться в себя Татьяне, долго мучает и терзает ее. Татьяна пишет
письмо Евгению с признанием в любви. Девушка задает ему вопрос: "Кто
ты... Ангел ли хранитель или коварный искуситель?"

Кажется, неспособный к серьезному чувству, Онегин отвергает ее
любовь, которая для Татьяны становится смыслом жизни. Мечтательная,
романтическая девушка "верит, что Евгений послан богом". Онегин тронут
признанием Татьяны, но не более того.

Следующим необдуманным шагом являются взаимоотношения с Ольгой
Лариной. Онегин просто так, от скуки начинает ухаживать за Ольгой Ла-
риной, невестой Владимира Ленского. Девушка увлекается Евгением, что,
естественно, вызывает ревность Ленского.

Переломным моментом во взаимоотношениях с девушками явилась
дуэль Евгения с Ленским. Поединок кончается трагически для Владимира.
И здесь наш герой словно прозревает, "Онегин с содроганием" видит дело
своих рук, как "труп оледенелый" юноши везут в санях. Ленский убит
"приятельской рукой". Бессмысленность этого поступка становится оче-
видной.

А что же Татьяна ? Она молчаливо поддерживает в горе сестру.
Впрочем, Ольга "не долго плакала", а увлеклась неким уланом, с которым
вскоре пошла под венец.

В Татьяне борются любовь к Евгению и неприязнь к нему, как к
убийце Ленского. Девушка начинает вдруг понимать, что Евгений не та-
кой, каким она представляла его в своих мечтаниях. Ветреный эгоист,
сердцеед, человек, несущий боль и слезы другим, а сам неспособный
сострадать.

Возвратившись в Петербург, Евгений встречает уже другую Тать-
яну - светскую женщину, "законодательницу мод". Он узнает, что теперь
она замужем за важным генералом, героем Отечественной войны. Происхо-
дит удивительное превращение. Теперь Евгений ищет свидания с Татьяной
Лариной, ставшей "равнодушною княгиней, неприступною богиней", томит-
ся, страдает. Да , Татьяна перестала быть похожей на провинциальную
дворянку. Сколько царственности во взоре! Сколько величавости и неб-
режности! Евгений влюблен, он преследует ее, ищет ответного чувства.
Но, увы!

Написано письмо, но ответа на него Евгений не получил. И вот,
наконец, они встретились. Какой удар, какое разочарование! Онегин от-
вергнут: "Я вас прошу меня оставить". "Как будто громом поражен" стоит
Евгений и чувствует вдруг внутреннее опустошение, свою ненужность. Вот
достойная концовка романа.

А. С. Пушкин проверял своего героя истинным чувством - лю-
бовью. Но, увы, не выдержал этого испытания главный герой романа:

испугался, отступил. Когда же наступило прозрение, оказалось, что уже
поздно, ничего вернуть и исправить нельзя.

Таким образом, роман "Евгений Онегин" - не просто рассказ об
эпохе, в которой "отразился век и современный человек", но и трога-
тельная история несостоявшейся, пропущенной любви.
А.С.Пушкин и М.Ю.Лермонтов.

 

Молодой герой первой трети XIX века (Онегин и Печорин).

 

Евгений Онегин и Григорий Печорин - два героя, две эпохи, две судьбы.
Один являет собой результат разочарования в прежних идеалах (идеалах
свободы, равенства, братства), так как его творец сформировался как
личность в 10-е -20-е годы XIX века. Другой - типичный представитель
молодежи 30-х годов. Эта эпоха характеризуется полнейшим бездействием,
наступившим после восстания на Сенатской площади; отсутствием идеалов
вообще.

Оба героя открывают многочисленную галерею "лишних людей". Да
их, по меткому выражению Герцена А.И., можно считать братьями: "Онегин
- это русский, он возможен только в России, в ней он нужен и его
встречают на каждом шагу... "Герой нашего времени" Лермонтова - его
младший брат". У Онегина и Печорина много сходного: оба они являются
представителями столичного дворянства, они богаты, хорошо образованы,
оба владеют наукой "страсти нежной", умны, стоят на голову выше окру-
жающих. В душе их скопились необъятные силы, не находящие положитель-
ного применения. Жизнь им скучна, как давно прочитанная книга. И они
ее равнодушно листают, позевывая в кулак.

Еще в поэме "Кавказский пленник" Пушкин ставил своей задачей
показать в герое "преждевременную старость души, которая стала основ-
ной чертой молодого поколения". Эта цель была достигнута только в ро-
мане "Евгений Онегин".

Онегин - современник Пушкина и декабристов. Онегиных не удов-
летворяла светская жизнь, карьера чиновника и помещика. Белинский ука-
зывает на то, что Онегин не мог заняться полезной деятельностью "по
некоторым неотвратимым и не от нашей воли зависящим обстоятельствам",
то есть из-за общественно-политических условий. Онегин, "страдающий
эгоист", "эгоист поневоле", - все же незаурядная личность. Поэт отме-
чает такие его черты, как "мечтам невольная преданность, неподражаемая
странность и резкий охлажденный ум".

Печорин - другой пример "до времени созревшего", состарившего-
ся, молодого человека. Как ни парадоксально это сравнение, тем не ме-
нее оно очень четко отражает суть характера Печорина. Невольно вспоми-
наются строки из "Думы" Лермонтова:

"Так ранний плод,

До времени созрелый,

Ни вкуса нашего не радуя, ни глаз

Висит среди цветов - пришлец осиротелый.

И час их красоты - его паденья час".

По словам Белинского, Онегин "был не из числа обыкновенных лю-
дей". Пушкин подчеркивает, что скука Онегина происходит от того, что у
него не было общественно-полезного дела.

Печорин - герой 30-х годов 19 века. Эта натура более активная,
чем Онегин. Печорин жаждет деятельности. У него - осознание своей силы
и желание применить эту силу в жизни. В своем дневнике он записывает:
"Зачем я жил? Для какой цели я родился? Верно, она существовала, и,
верно, было мне назначение высокое, потому что я чувствую в душе моей
силы необъятные". Возможностей применить свои богатые силы у молодых
людей того времени было очень мало.

В общественно-политических условиях 30-х годов 19 века богатые
силы Печорина не могли найти себе применения. Он растрачивается на
мелкие похождения. "Но не угадал я своего назначения, увлекся приман-
ками страстей..." Всюду, где появляется Печорин, он приносит людям
несчастье: покидают свой дом контрабандисты ("Тамань"), убит Грушниц-
кий, нанесена глубокая душевная рана княжне Мери, не знает счастья Ве-
ра ("Княжна Мери"), умирает Бэла ("Бэла"), зарублен пьяным казаком Ву-
лич ("Фаталист"), разочаровывается в дружбе Максим Максимыч. Причем
Печорин хорошо понимает свою неблагодарную роль: "Сколько раз уже я
играл роль топора в руках судьбы! Как орудие казни я упадал на головы
обреченных жертв, часто без злобы, всегда без сожаления... Моя любовь
никому не принесла счастья, потому что я ничем не жертвовал для тех,
кого любил".

По словам Белинского, "Герой нашего времени" - это "грустная
дума о нашем времени...", а Печорин - "это Онегин нашего времени, ге-
рой нашего времени. Несходство их между собой гораздо меньше расстоя-
ния между Онегою и Печорою".

В предисловии ко второму изданию "Героя нашего времени" Лер-
монтов не высказал прямо своего отношения к герою. Прежде всего автор
ставил перед собой задачу правдиво показать типичного героя своего
времени.

И все же Лермонтов верит в своего героя, верит в то, что
"сердце его жаждет любви чистой и бескорыстной", в то, что Печорин не
стопроцентный эгоист, потому что "эгоизм не страдает, не обвиняет се-
бя, но доволен собою, рад себе..." Лермонтов, по словам Белинского,
верит в духовное возрождение своего героя: "Душа Печорина не каменис-
тая почва, но засохшая от зноя пламенной жизни земля: пусть взрыхлит
ее страдание и оросит благодатный дождь, - и она произрастит из себя
пышные, роскошные цветы небесной любви".

Мы восхищаемся гением Пушкина и Лермонтова, сумевших отразить
в своих героях веяние времени. Их произведения мы по праву можем наз-
вать документами своей эпохи.

 

Образ Татьяны Лариной в романе "Евгений Онегин" А.С.Пушкина.

 

В.Г.Белинский назвал "Евгения Онегина" "энциклопедией русской жизни",
так как в нем как в зеркале отразилась вся жизнь русского дворянства
той эпохи. В центре внимания поэта жизнь, быт, нравы, поступки молодо-
го человека Евгения Онегина. Евгений Онегин является первым литератур-
ным героем, открывающим галерею так называемых "лишних людей". Он об-
разован, умен, благороден, честен , но светская жизнь в Петербурге
убила в нем все чувства, стремления, желания. Он "до времени созрел",
стал молодым стариком. Ему неинтересно жить. В этом образе Пушкин по-
казал болезнь века - "хандру". Онегин действительно тяжело болен соци-
альной болезнью своего времени. Даже искреннее чувство, любовь не спо-
собны воскресить его душу.

Образ Татьяны Лариной - противовес образу Онегина. Впервые в
русской литературе женский характер противопоставлен мужскому, и, бо-
лее того, женский характер оказывается сильнее и возвышеннее мужского.
Пушкин с большой теплотой рисует образ Татьяны, воплощая в ней лучшие
черты русской женщины. Пушкин в своем романе хотел показать обыкновен-
ную русскую девушку. Автор подчеркивает отсутствие в Татьяне необычай-
ных, из ряда вон выходящих черт. Но героиня в то же время удивительно
поэтична и привлекательна. Не случайно Пушкин дает своей героине прос-
тонародное имя "Татьяна". Этим он подчеркивает простоту девушки, ее
близость народу.

Татьяна воспитывается в усадебном поместье в семье Лариных,
верной "привычкам милой старины". Характер Татьяны формируется под
влиянием няни, прототипом которой поэту послужила чудесная Арина Роди-
оновна. Татьяна росла одинокой, неласковой девочкой. Она не любила иг-
рать с подругами, была погружена в свои чувства и переживания. Она ра-
но пыталась понять окружающий мир, но у старших не находила ответы на
свои вопросы. И тогда она обращалась к книгам, которым верила безраз-
дельно:

Ей рано нравились романы;

Они ей заменяли все:

Она влюблялася в обманы

И Ричардсона, и Руссо.

Окружающая жизнь мало удовлетворяла ее требовательную душу. В
книгах она видела интересных людей, которых мечтала встретить в своей
жизни. Общаясь с дворовыми девушками и слушая рассказы няни, Татьяна
знакомится с народной поэзией, проникается любовью к ней. Близость к
народу, к природе развивает в Татьяне ее нравственные качества: душев-
ную простоту, искренность, безыскусность. Татьяна умна, своеобразна,
самобытна. От природы она одарена:

Воображением мятежным,

Умом и волею живой,

И своенравной головой,

И сердцем пламенным и нежным.

Умом, своеобразием натуры она выделяется среди помещичьей сре-
ды и светского общества. Она понимает пошлость, праздность, пустоту
жизни деревенского общества. Она мечтает о человеке, который внес бы в
ее жизнь высокое содержание, был бы похож на героев ее любимых рома-
нов. Таковым ей показался Онегин - светский молодой человек, приехав-
ший из Петербурга, умный и благородный. Татьяна со всей искренностью и
простотой влюбляется в Онегина: "... Все полно им; все деве милой без
умолку волшебной силой твердит о нем". Она решается написать Онегину
любовное признание. Резкий отказ его является полной неожиданностью
для девушки. Татьяна перестает понимать Онегина и его поступки. Тать-
яна находится в безнадежном положении: она не может разлюбить Онегина
и в то же время убеждена, что он не достоин ее любви.

Онегин не понял всей силы ее чувства, не разгадал ее натуры,
так как выше всего ценил "вольность и покой", был эгоистом и себялюб-
цем. Любовь приносит Татьяне одни страдания, ее нравственные правила
тверды и постоянны. В Петербурге она становится княгиней, обретает
всеобщее уважение и преклонение в "высшем свете". за это время она
сильно меняется. "Равнодушною княгиней, неприступною богиней роскош-
ной, царственной Невы" рисует ее Пушкин в последней главе. Но все рав-
но она прелестна. Очевидно, эта прелесть была не в ее внешней красоте,
а в ее душевном благородстве, простоте, уме, богатстве душевного со-
держания. Но и в "высшем свете" она одинока. И здесь она не находит
того, к чему стремилась возвышенной душой. Свое отношение к светской
жизни она выражает в словах, обращенных к Онегину, вернувшемуся после
скитаний по России в столицу:

...Сейчас отдать я рада,

Всю эту ветошь маскарада,

Весь этот блеск и шум, и чад

За полку книг, за дикий сад,

За наше бедное жилище...

В сцене последнего свидания Татьяны с Онегиным еще глубже
раскрываются ее душевные качества: нравственная безупречность, вер-
ность долгу, решительность, правдивость. Она отвергает любовь Онегина,
помня, что в основе его чувства к ней лежит себялюбие, эгоизм.

Главные черты характера Татьяны - сильно развитое чувство дол-
га, которое берет верх над другими чувствами и душевное благородство.
Это и делает ее душевный облик таким привлекательным.

Татьяна Ларина открывает собой галерею прекрасных образов
русской женщины, нравственно безупречной, ищущей глубокого содержания
в жизни.

Сам поэт считал образ Татьяны "идеальным" положительным обра-
зом русской женщины.

 

"Я жить хочу, чтоб мыслить и страдать".

 

А.С.Пушкин воплотил в своем поэтическом слове мировую гармо-
нию, и, хотя в нем, страстном поэте, было так много непосредственной
жизни и любопытства к ней, что жизни он мог бы отдаться беззаветно. Он
не только жил, но и писал.

И оттого Пушкин - самое драгоценное, что есть у России, самое
родное и близкое для каждого из нас; и оттого, как заметил один иссле-
дователь русской литературы, нам трудно говорить о нем спокойно, объ-
ективно, без восторга.

Творчество этого богопоэта необыкновенно разнообразно, как са-
ма жизнь. Любовь, ненависть, смысл бытия, стремление к свободе, пос-
мертная слава, муки творчества - все это становится объектом поэтичес-
кого исследования.

В своей поэзии Пушкин унаследовал лучшие традиции мировой и
русской литературы. Наиболее выразительно это проявляется в теме пред-
назначения поэта и поэзии. Над вопросом о своем поэтическом наследии
задумывались все поэты всех времен. Поэтому эпиграфом к стихотворению
"Я памятник себе воздвиг..." Пушкин не случайно выбирает начало оды
Горация "Я воздвиг памятник". Строки этого стихотворения перекликаются
со строками Ломоносова "Я знак бессмертия себе воздвигнул. Превыше пи-
рамид и крепче меди..." и с чувствами Державина: "Я памятник себе
воздвиг чудесный, вечный, Металлов тверже он и выше пирамид...". Но
Пушкин понимает предназначение поэта в том, чтоб, "обходя моря и зем-
ли, глаголом жечь сердца людей".

Поэтические строки Пушкина всегда предполагают бесконечное
множество осмыслений. Перечитывая его строки, каждый раз по-новому по-
нимаешь их содержание.

"Что же было предметом его поэзии?" - спрашивал Гоголь. И от-
вечал: "Все стало предметом". Действительно, в стихах Пушкина мы най-
дет все: и реальные портреты времени, и философские размышления о
главных вопросах бытия, и портреты вечного изменения природы и движе-
ния человеческой души. Пушкин был больше, чем поэт. Это был историк,
философ, политик, человек, являющий собой эпоху.

Позт был настоящим живописцем природы, он воспринимал ее зор-
ким взглядом художника и тонким слухом музыканта:

Унылая пора! Очей очарованье!

Приятна мне твоя прощальная краса...

Часто через символику пейзажа поэт передает свои вольнолюбивые
порывы:

Прощай, свободная стихия!

В последний раз передо мной

Ты катишь волны голубые

И блещешь гордою красой.

Именно в стихотворении "К морю" Пушкин ассоциирует образ моря
с неспокойной бурной стихией, со "свободной стихией" борьбы.

Другое настроение воплощено в стихотворении "Я помню чудное
мгновенье...". В нем Пушкин рассказывает не только о своей любви, но и
о том, как его жизнь повлияла на это чувство: "...Звучал мне долго го-
лос нежный, И снились милые черты". Стихотворение построено на сопос-
тавлении двух образов: любви и жизни. Жизнь идет своим чередом "в глу-
ши, во мраке заточенья", но любовь - это божество и вдохновенье, кото-
рые торжествуют над жизнью. Или - другая тема. Тема смерти. Всегда в
его творчестве совершается пир во время чумы, всегда одновременно
кто-нибудь пирует и кто-нибудь умирает: цепь жизнь-смерть непрерывна.
"Эта черная телега имеет право всюду разъезжать". И на одном из этих
празднеств, окаймленных черной смертью, Пушкин над нею смеется, дерз-
новенно славит Царствие чумы и раскрывает глубины обезумевшего сердца:

Есть упоение в бою,

И бездны мрачной на краю,

И в разъяренном океане

Средь грозных волн и бурной тьмы,

И в аравийском урагане,

И в дуновение чумы!

Все, все, что гибелью грозит,

Для сердца смертного таит

Неизъяснимы наслажденья,

Бессмертья, может быть залог.

Вся поэзия Пушкина является оправданием Бога, творца, оправда-
нием добра. И это ее назначение сказывается и в самой форме, в самих
звуках его стихотворений. Не только определенные сюжеты и общий строй
его песен, но и сами они как песни, даже отдельные тона их, ласкающие
сердце, уже примиряют с природой и жизнью.

Пушкин "видел и внимал" всю окружающую его жизнь. Его произве-
дения именно поэтому так близки многим читателем. Он смог "жить, чтоб
мыслить и страдать", и, читая его строки, мы мыслим и страдаем вместе
с Пушкиным.

 

Создание и поддержка сайта: © Jon 31 December, 2004 - 15 February 2005

Все права защищены. При использовании материалов сайта ссылка обязательна.

Сайт создан в системе uCoz