На главную

 

Сочинения

 

Дополнительно

 

Ссылки

 

Контакты

 

www.sochinenia2005.narod.ru

 

И.С.Тургенев.

Сатирические мотивы и их роль в романе И.С.Тургенева "Отцы и дети".

Сюжет романа И.С.Тургенева "Отцы и дети" заключен в самом его назва-
нии. Невольное противостояние старшего и младшего поколений, обуслов-
ленное изменяющимися духом времени, можно рассматривать как в траги-
ческом ключе (Ф.М. Достоевский в романе "Бесы"), так и в сатирическом,
юмористическом. На мой взгляд, юмора в романе больше, чем сатиры. Са-
тира склонна обличать (ср. Едкая, злая, острая сатира), тогда как юмор
сожалеет и даже сочувствует (мягкий, добрый и т.п.).

В самом деле, отцов или детей обличать Тургеневу? По возрасту,
характеру, образу жизни автор во время написания романа был "отцом".
Он не мог не видеть, что за нигилизмом и эгоцентризмом молодежи стоит
желание заменить веру знанием, а пассивную надежду - активными дейс-
твиями, хотя сам он и не принимал максималистского подхода к жизни. Из
неприятия и непонимания родился роман "Отцы и дети". Но это не катего-
рическое отрицание, а желание разобраться. В этом Тургеневу помогают
юмор и сатира.

Такой подход Тургенев применяет к каждому своему персонажу,
исключая Одинцову.

Роман начинается со сцены приезда Аркадия и Базарова в Марь-
ино, имение Кирсановых. Вспомните, как Аркадий по поводу и без повода
употребляет слово отец, разговаривает нарочито низким голосом, пытает-
ся вести себя развязно, подражая Базарову. Но у него ничего не получа-
ется , все выглядит неестественно, потому что он остался таким же
мальчиком, каким уехал из родного гнезда.

Сама усадьба, построенная на открытом месте (результат беспоч-
венных мечтаний Николая Петровича), и ее хозяева, Николай Петрович и
Павел Петрович Кирсановы, вызывают улыбку, но другого рода: грустную,
ностальгическую. Это уходящая в прошлое эпоха старосветских помещиков
и аристократов.

С точки зрения Базарова они - чудаки, их жизнь бесполезна для
общества. Гуманистически настроенный Николай Петрович дал крестьянам
волю и этим оказал им медвежью услугу. Его игра на виолончели, вычи-
щенные полусапожки Павла Петровича не способны улучшить жизнь народа,
даже не в состоянии поднять его культурный уровень. Все это так, как
бы говорит Тургенев, но без этих чудаков не было бы поэзии, искусства,
музыки. Братья, внешне такие разные, схожи своей душевной целост-
ностью.

Кирсановы любят Пушкина, Базаров не понимает этого поэта и по-
эзию вообще, потому что не принимает его идеалов.

Над Базаровым автор побаивается шутить. Красные руки, взлохма-
ченные волосы, неуклюжие, но уверенные движения придают внешности Ба-
зарова что-то звериное. У зверя есть воля к действию, есть физическая
сила, есть инстинкт, но у него нет разума. Называть человека разумным,
если тот отрицает опыт прошлых поколений ("мы не признаем авторите-
тов"), нельзя.

Жизнь сыграла с Базаровым злую шутку. Не верящий в любовь по-
любил, его любовь отвергли. Интересно, что умер Базаров не в дороге,
как и следовало бы представителю молодого поколения, а в родном доме,
на руках у "старосветских помещиков".

Во всем романе, в целом грустном и добром, как и все, что на-
писал Тургенев, есть только два персонажа, достойных сатиры: Кукшина и
Ситников. Первую Тургенев спрашивает: "Что ты пружишься?" Чего не хва-
тает этому существу с маленьким, красненьким носиком? Почему Кукшина
для поддержания к себе внимания и уважения не делает ровным счетом ни-
чего? Бессмысленно пылятся журналы, которые никогда никто не прочита-
ет, бессмысленно само существование Кукшиной. Не случайно рядом с ней
Тургенев ставит такого пустейшего человека, как Ситников; он и места в
романе занимает меньше всех. Сын трактирщика мечтает сделать народ
счастливым, пользуясь при этом прибылью с заведений своего отца. По-
добные персонажи в литературе называют пародиями. Ситников при Базаро-
ве, как Грушницкий при Печорине (тоже самое можно сказать о Кукшиной и
Одинцовой). Но если Лермонтов использовал образ Грушницкого в качестве
средства для раскрытия образа Печорина, то Тургенев использует отрица-
тельное для придания большего веса положительному.

С помощью юмористических и сатирических моментов автор выража-
ет свое отношение к персонажам. В сцене спора и дуэли Базарова и
П.П.Кирсанова юмор переходит в фарс, потому что "дети" не должны уби-
вать "отцов", а "отцы" заставлять "детей" думать так же, как они дума-
ют. Потому что проблема "отцов и детей" вечна, и смотреть на нее надо
с юмором, как это и сделал Тургенев.

 

Образ Базарова в романе Тургенева "Отцы и дети".

 

Роман И.С.Тургенева отразил борьбу двух социально-политических лаге-
рей, сложившихся в России к 60-м годам XIX века. И.С.Тургенев отразил
в романе типичный конфликт эпохи и поставил ряд актуальных проблем, в
частности, вопрос о характере и роли "нового человека", деятеля в пе-
риод революционной ситуации в Европе 60-х годов.

Выразителем идей революционной демократии стал Евгений База-
ров, герой, который противопоставлен в романе либеральному дворянству.

Образ Базарова занимает центральное место в композиции романа.
Из 28 глав лишь в двух не появляется Базаров, в остальных - он главное
действующее лицо. Все основные лица романа группируются вокруг него,
раскрываются во взаимоотношениях с ним, резче и ярче оттеняют те или
иные черты его личности, подчеркивают его превосходство, ум, душевную
силу, свидетельствуют о его одиночестве в среде уездных аристократов.
Напомним, что герой эпохи 60-х годов был разночинец-демократ, убежден-
ный противник дворянско-крепостнического строя, материалист по своему
мировоззрению, прошедший школу труда и лишений, самостоятельно мысля-
щий и независимый. Именно таков Базаров в изображении автора.

Сюжет романа строится на столкновении Базарова с миром арис-
тократов. Тургенев сразу же показывает, что Базаров - демократ, разно-
чинец, человек труда, чужд аристократическому этикету и условностям. В
столкновении с "барчуками проклятыми" его облик раскрывается пол-
ностью. В романе широко используется прием контраста: Базаров противо-
поставлен Павлу Петровичу, аристократия одного демократизму другого.
Последовательность, убежденность, воля и целеустремленность Базарова
контрастируют с раздвоенностью Аркадия, с его случайными убеждениями,
мягкотелостью и отсутствием осознанной цели.

Именно в столкновении с различными персонажами, противопостав-
ленными ему, раскрываются замечательные черты Базарова: в спорах с
Павлом Петровичем - зрелость ума, глубина суждений и непримиримая не-
нависть к барству и рабству; во взаимоотношениях с Аркадием - способ-
ность привлекать на свою сторону молодежь, быть учителем, воспитате-
лем, честность и непримиримость в дружбе; в отношении с Одинцовой -
умение глубоко и по-настоящему любить, цельность натуры, сила воли и
чувство собственного достоинства.

Главное место в композиции романа занимают сцены споров. Герои
Тургенева раскрывают свое мировоззрение в прямых высказываниях, в
столкновениях со своими идейными противниками. Базаров - натура неза-
висимая, не склоняющаяся ни перед какими аристократами, а подвергающа-
яся суду мысли. Типичен для шестидесятников и интерес Базарова к ес-
тественным наукам, хотя ни карьера ученого, ни карьера врача не яви-
лась бы его уделом.

Тургенев проводит своего героя через ряд испытаний (а это во-
обще типично для романов Тургенева). Он испытывает Базарова сначала
любовью, затем и смертью. Тургенев как бы событи стороны наблюдает за
тем, как ведет себя его герой в этих ситуациях. И если любовь к Один-
цовой, женщине умной, гордой, сильной, под стать самому Базарову, по-
беждает принципы нигилизма. (Ведь Базаров называл любовь "белибердой",
презрительно относился к идеальным, романтическим чувствам, признавал
любовь только физиологическую: "Нравится тебе женщина, так возьми
ее!". Сам же, влюбившись, вдруг почувствовал романтика в самом себе).
То в предсмертной сцене Базаров верен своим идеалам до конца, он не
сломлен, гордо смотрит смерти в глаза. Многие критики считают эту сце-
ну самой сильной, живой и трогательной. Потому что именно здесь раск-
рывается это "грешное, бунтующее сердце" до конца.

Смерть Базарова оправданна по-своему. Как в любви нельзя было
доводить Базарова до "тишины блаженства", так и в его предполагаемом
деле он должен был остаться на уровне еще не реализуемых, вынашивае-
мых, и потому безграничных стремлений. Базаров должен был умереть,
чтобы остаться Базаровым.

Сколько бы ни было критических статей по поводу героя "Отцов и
детей", и как бы ни трактовался образ Базарова, лучше всего сказал о
своем "самом любимом детище" сам автор: "Я хотел сделать из него лицо
трагическое... Мне мечталась фигура сумрачная, дикая, большая, наполо-
вину выросшая из почвы, сильная, злобная, честная, - и все-таки обре-
ченная на погибель, потому что она все-таки стоит еще в преддверии бу-
дущего".

 

Аркадий и Базаров.

 

После выхода в свет в 1862 году роман Тургенева "Отцы и дети"
вызвал буквально шквал критических статей. Ни один из общественных ла-
герей не принял новое творение Тургенева. Либеральная критика не могла
простить писателю того, что представители аристократии, потомственные
дворяне изображены иронически, что "плебей" Базаров все время издева-
ется над ними и морально оказывается выше их. Демократы восприняли
главного героя романа как злую пародию. Критик Антонович, сотрудничав-
ший в журнале "Современник", назвал Базарова "асмодеем нашего време-
ни".

Но все эти факты, как мне кажется, как раз и говорят в пользу
И.С.Тургенева. Как настоящий художник, творец, он сумел угадать веяния
эпохи, появление нового типа, типа демократа-разночинца, который при-
шел на смену передовому дворянству.

Главная проблема, поставленная писателем в романе, уже звучит
в его названии: "Отцы и дети". Это название имеет двойной смысл. С од-
ной стороны, это проблема поколений - вечная проблема классической ли-
тературы, с другой, - конфликт двух социально-политических сил, дейс-
твовавших в России в 60-е годы: либералов и демократов.

Действующие лица романа группируются в зависимости от того, к
какой из социально-политических группировок мы можем их отнести.

Но дело в том, что главный герой Евгений Базаров оказывается
единственным представителем лагеря "детей", лагеря демократов-разно-
чинцев. Все остальные герои находятся во враждебном лагере.

Центральное место в романе занимает фигура нового человека -
Евгения Базарова. Он представлен как один из тех молодых деятелей, ко-
торые "драться хотят". Другие - люди старшего поколения, которые не
разделяют революционно-демократических убеждений Базарова. Они изобра-
жены мелкими, слабовольными людьми, с узкими, ограниченными интереса-
ми. В романе представлены дворяне и разночинцы 2-х поколений - "отцов"
и "детей". Тургенев показывает, как действует демократ-разночинец в
чужой ему среде.

В Марьине Базаров - гость, который отличается своим демократи-
ческим обликом от хозяев-помещиков. И с Аркадием он расходится в глав-
ном - в представлении о жизни, хотя поначалу они считаются друзьями.
Но их взаимоотношения все-таки нельзя назвать дружбой, потому что
дружба невозможна без взаимопонимания, дружба не может быть основана
на подчинении одного другому. На протяжении всего романа наблюдается
подчинение слабой натуры более сильной: Аркадия - Базарову. Но все-та-
ки Аркадий постепенно приобретал свое мнение и уже переставал повто-
рять слепо за Базаровым суждения и мнения нигилиста. В спорах он не
выдерживает и выражает свои мысли. Однажды их спор дошел чуть ли не до
драки. Разница между героями видна в их поведении в "империи" Кирсано-
ва. Базаров занимается работой, изучением природы, а Аркадий сибаритс-
твует, ничего не делает. То, что Базаров человек дела, видно сразу по
его красной обнаженной руке. Да, действительно, он в любой обстановке,
в любом доме старается заниматься делом. Главное его дело - естествен-
ные науки, изучение природы и проверка теоретических открытий на прак-
тике. Увлечение науками является типичной чертой культурной жизни Рос-
сии 60-х годов, значит,Базаров идет в ногу со временем. Аркадий - со-
вершенная противоположность. Он ничем не занимается, из серьезных дел
его ни одно по-настоящему не увлекает. Для него главное - уют и покой,
а для Базарова - не сидеть сложа рук, трудиться, двигаться.

Совершенно разные суждения складываются у них в отношении к
искусству. Базаров отрицает Пушкина, причем необоснованно. Аркадий пы-
тается доказать ему величие поэта. Аркадий всегда аккуратен, опрятен,
хорошо одет, у него аристократические манеры. Базаров же не считает
нужным соблюдать правила хорошего тона, столь важные в дворянском бы-
ту. Это сказывается во всех его поступках, привычках, манерах, речах,
внешнем виде.

Крупное разногласие возникло между "друзьями" в разговоре о
роли природы в жизни человека. Здесь уже видно сопротивление Аркадия
взглядам Базарова, постепенно "ученик" выходит из-под власти "учите-
ля". Базаров ненавидит многих, а у Аркадия нет врагов. "Ты, нежная ду-
ша, размазня", - говорит Базаров, понимая, что Аркадий уже не может
быть его сподвижником. "Ученик" не может жить без принципов. Этим он
очень близок к своему либеральному отцу и Павлу Петровичу. Зато База-
ров предстает перед нами как человек нового поколения, которое пришло
на смену "отцам", не способным решить основные проблемы эпохи. Аркадий
- человек, принадлежащий старому поколению, поколению "отцов".

Писарев очень точно оценивает причины разногласий между "уче-
ником" и "учителем", между Аркадием и Базаровым: "Отношение Базарова к
его товарищу бросает яркую полосу света на его характер; у Базарова
нет друга, потому что он не встретил еще человека, который бы не спа-
совал перед ним. Личность Базарова замыкается в самой себе, потому что
вне ее и вокруг нее почти нет вовсе родственных ей элементов".

Аркадий хочет быть сыном своего века и напяливает на себя идеи
Базарова, которые решительно не могут с ним срастись. Он принадлежит к
разряду людей, вечно опекаемых и вечно не замечающих над собой опеки.
Базаров относится к нему покровительственно и почти всегда насмешливо,
он понимает, что их пути разойдутся.

Создание и поддержка сайта: © Jon 31 December, 2004 - 15 February 2005

Все права защищены. При использовании материалов сайта ссылка обязательна.

Сайт создан в системе uCoz