На главную

 

Сочинения

 

Дополнительно

 

Ссылки

 

Контакты

 

www.sochinenia2005.narod.ru

 

А.Т.Твардовский.

Герой и народ в поэме А.Т.Твардовского "Василий Теркин".

Говорят, что собирались поставить или уже поставили памятник
бойцу Василию Теркину. Памятник литературному герою - вещь вообще ред-
кая, а в нашей стране в особенности. Но мне кажется, что герой Твар-
довского заслужил эту честь по праву. Ведь вместе с ним памятник полу-
чают и миллионы тех, кто так или иначе походил на Василия, кто любил
свою страну и не жалел своей крови, кто находил выход из трудного по-
ложения и умел шуткой скрасить фронтовые трудности, кто любил поиграть
на гармони и послушать музыку на привале. Многие из них не обрели даже
своей могилы. Пусть же памятник Василию Теркину будет и им надгробием.

Поэма Твардовского была действительно народной, вернее сол-
датской поэмой. По воспоминаниям Солженицына, солдаты его батареи из
многих книг предпочитали больше всего ее да "Войну и мир" Толстого.

В своем сочинении мне хотелось бы остановится на том, что мне
больше всего нравится в поэме "Василий Теркин".

Больше всего мне нравится в произведении Александра Трифонови-
ча язык, легкий, образный, народный. Стихи его так и запоминаются са-
ми. По душе необычность книги, то, что каждая глава является закончен-
ным, отдельным произведением. Сам автор сказал о ней так: "Эта книга
про бойца, без начала и конца".

И то, что автор предлагает:

Словом, книгу с середины

И начнем. А там пойдет...

Это, думается, делает героя ближе и понятнее. Очень правильно
и то, что поэт приписал Теркину не так уж много геройских подвигов.
Однако переправы, сбитого самолета да взятого в плен языка вполне дос-
таточно.

Если бы меня спросили, почему Василий Теркин стал одним из мо-
их самых любимых литературных героев, я бы сказал: "Мне нравится его
жизнелюбие. Смотрите, он на фронте, где каждый день смерть, где никто
"не заколдован от осколка - дурака, от любой дурацкой пули". Порой
мерзнет или голодает, не имеет вести от родных. А он не унывает. Живет
и радуется жизни:

Ведь он в кухне - с места,

С места - в бой,

Курит, ест и пьет со смаком

На позиции любой.

Он может переплыть ледяную реку, тащить, надрываясь, языка. Но
вот вынужденная стоянка, "а мороз - ни стать, ни сесть". И Теркин за-
играл на гармони:

И от той гармошки старой,

Что осталась сиротой,

Как-то вдруг теплее стало

На дороге фронтовой.

Теркин - душа солдатской компании. Недаром товарищи любят слу-
шать его то шутливые, а то и серьезные рассказы. Вот они лежат в боло-
тах, где перемокшая пехота мечтает уже даже о том, "хоть бы смерть, да
на сухом". Сыплет дождик. И даже покурить нельзя: размокли спички.
Солдаты все клянут, и кажется им, "хуже нет уже беды". А Теркин усме-
хается и начинает длинное рассуждение. Говорит он о том, что пока сол-
дат чувствует локоть товарища, он силен. За ним батальон, полк, диви-
зия. А то и фронт. Да что там: вся Россия! Вот в прошлом году, когда
немец рвался к Москве и пел "Москва моя", тогда и нужно было кручи-
ниться. А нынче немец совсем не тот, "этой песней прошлогодней нынче
немец не певец". А мы про себя думаем, что ведь и в прошлый год, когда
совсем тошно было, находил Василий слова, которые помогали товарищам.
Такой уж у него талант. Такой талант, что лежа в мокром болоте, засме-
ялись товарищи: легче стало на душе.

Но больше всего мне нравится глава "Смерть и воин", в которой
герой, раненый, лежит и замерзает. и чудится ему, что пришла к нему
смерть. И стало трудно спорить ему с ней, потому что истекал он кровью
и хотел покоя. И чего уж, казалось, держаться за эту жизнь, где вся
радость-то в том, что или замерзнуть, или рыть окопы, или бояться, что
убьют тебя... Но не таков Василий, чтобы легко сдаться Косой.

Буду плакать, выть от боли,

Гибнуть в поле без следа,

Но тебе по доброй воле

Я не сдамся никогда, -

шепчет он. И воин побеждает смерть.

"Книга про бойца" была очень нужной на фронте, она поднимала
дух солдат, побуждала сражаться за Родину до последней капли крови.

 

А.Т.Твардовский и М.А.Шолохов.

Изображение народного характера в произведениях А.Т.Твардовского и

Шолохова.(Василий Теркин и Андрей Соколов).

 

Вспомним время, в которое создавались произведения Твардовско-
го и Шолохова. В стране уже торжествовала бесчеловечная сталинская по-
литика, всеобщий страх и подозрительность проникли во все слои общест-
ва, коллективизация и ее последствия разрушили вековое сельское хо-
зяйство и подорвали лучшие силы народа. Все это накладывало отпечаток
и на литературу. Поэтому большинство произведений довоенной литературы
изображали русский народ темным и забитым. Всякие проявления живых
чувств принимались за крамолу.

Но грянула Великая Отечественная война, которая потребовала от
страны напряжения всех физических и духовных сил. Руководство страны
понимало, что без проявления народного подъема войны не выиграть. Да и
сам народ, чувствуя смертельную угрозу не только своей свободе, но и
самому существованию русской земли, с первых дней войны проявил чудеса
стойкости и героизма.

Это проявление народного характера было замечено военной лите-
ратурой. В фронтовых газетах появляются произведения И.Эренбурга,
А.Толстого, К.Симонова, А.Твардовского, А.Суркова, М.Шолохова, в кото-
рых простой русский человек изображается с теплотой и сочувствием, ав-
торы с уважением и любовью относятся к мужеству своих героев.

В этом ряду стоят герои произведений Твардовского и Шолохова -

Василий Теркин и Андрей Соколов. С первого взгляда они кажутся фигура-
ми полностью противоположными. Действительно, Теркин - весельчак, о
таких говорят, "что за красным словцом в карман не полезет", Соколов
же - фигура трагическая, каждое его слово выстрадано, несет груз жи-
тейских страданий. Но, несмотря на кажущееся различие, есть нечто,
объединяющее этих героев. Оба они - представители народа, яркие носи-
тели его самобытной индивидуальности, тех черт, которые присущи харак-
теру всего народа. Эти черты - общие в Теркине и Соколове.

Главная из этих черт - любовь и привязанность к родной стране.
Герои обоих писателей все время вспоминают о родных местах, о Родине.
В этих героях привлекает милосердие, величие души. Они попали на войну
не из-за воинственного инстинкта, а "ради жизни на земле". Поверженный
враг вызывает у них только чувство жалости (обращение Теркина к нем-
цу).

Другая немаловажная черта героев - скромность. Теркин, хоть и
может иногда прихвастнуть, говорит друзьям о том, что ему не нужен ор-
ден, он "согласен на медаль." В Соколове же об этой же черте говорит
явное

нежелание, с которым он начинал горький рассказ о своей жизни. Ведь
ему нечего стыдиться! В молодости он совершал ошибки, но та самоотвер-
женность, которую он проявил в годы испытаний, должна бы стократно
окупить его грехи.

Герои Шолохова и Твардовского обладают такими обаятельными
чертами, как житейская сметка, насмешка над врагом и над любыми труд-
ностями. Теркин является самым характерным выразителем этих качеств.
Вспомним его шутливое обращение к Смерти.

Следующей чертой является героизм. Вспомним поведение Андрея
Соколова в плену, героизм Теркина на фронте, когда ему пришлось в но-
ябре два раза переплывать Днепр, чтобы спасти своих и просить о подк-
реплении.

Все вышеизложенное подводит нас к важному выводу о великой

жизненной силе героев, силе народного характера. Здесь Шолохов и Твар-
довский продолжают традицию, начатую в русской литературе еще произве-
дениями Пушкина, Гоголя, Толстого, Лескова и других писателей, в кото-
рых простой русский человек - средоточие силы и жизненной стойкости
народа. Поступки Теркина и Соколова приводят читателя к осознанию ве-
личия русского человека, опровергают догмы ходульной литературы "клас-
сового подхода".

Создание и поддержка сайта: © Jon 31 December, 2004 - 15 February 2005

Все права защищены. При использовании материалов сайта ссылка обязательна.

Сайт создан в системе uCoz