На главную

 

Сочинения

 

Дополнительно

 

Ссылки

 

Контакты

 

www.sochinenia2005.narod.ru

 

Е.Замятин.

Драматические судьбы личности в условиях тоталитарного общественного
устройства (по роману Е.Замятина "Мы").

Человеку свойственно заглядывать в будущее, пытаться распоз-
нать его очертания. Сколько писателей из разных исторических эпох пы-
тались приоткрыть завесу, за которой скрывается будущее, пытались пре-
дугадать то, что не дано знать никому: Кампанелла "Город Солнца", ро-
маны Жюля Верна, Оруэлл "1984", Н.Г.Чернышевский "Что делать" и дру-
гие.

Таким писателем-фантастом был и Е.Замятин. неудовлетворенность
настоящим, советской действительностью, заставила его задаваться воп-
росом: каким должно быть будущее, чтобы чувствовать себя счастливым,
чтобы осуществить свои надежды, реализовать идеалы? Один из возможных
ответов на этот вопрос - знаменитый "четвертый сон" Веры Павловны из
романа Чернышевского "Что делать?".

Замятин как будто специально повторяет описание этой, одной из
классических утопий: его герои живут коммуной в городе из стекла и ме-
талла.

В романе "Мы" в фантастическом и гротесковом облике предстает
перед читателем возможный вариант общества будущего. Приводится мечта
сильных мира сего: "Жизнь должна стать стройной машиной и с механичес-
кой неизбежностью вести нас к желанной цели". К сожалению, в таком об-
ществе нет ничего, что бы не предвещала уже современная писателю ре-
альность. Перед нами разворачивается "математически совершенная жизнь"
Единого Государства. Символический образ "огнедышащего интеграла", чу-
да технической мысли и, одновременно, орудия жесточайшего порабощения,
открывает книгу. Бездушная техника вместе с деспотической властью
превратили человека в придаток машины, отняли у него свободу, воспита-
ли в добровольном рабстве. Мир без любви, без души, без поэзии. Чело-
веку - "нумеру", лишенному имени, было внушено, что "наша несвобода"
есть "наше счастье" и что это "счастье" - в отказе от "я" и растворе-
нии в безличном "мы". Внушено, что художественное творчество - "уже не
беспардонный соловьиный свист", а "государственная служба". А интимная
жизнь тоже рассматривается как государственная обязанность, выполняе-
мая сообразно "табелю сексуальных дней".

Роман Замятина - предупреждение о двойной опасности, грозящей
человечеству: гипертрофированной власти машин и власти государства.
"Однотипность" безраздельно и неусыпно властвует над жизнью всех чле-
нов общества. Это обеспечивается совершенной техникой и недремлющими
очами "хранителей".

Сочинение Замятина проникнуто раздумьями о российской послере-
волюционной действительности. В нем угадываются сокровенные мысли о
возможных и уже обнаружившихся при жизни писателя извращениях социа-
листической идеи.

Отношение к политике военного коммунизма стало камнем преткно-
вения для писателя. Эта политика, предусматривающая сугубую централи-
зацию политической и экономической жизни в стране, ряд жестоких мер,
была временной и вынужденной в условиях гражданской войны и хозяйс-
твенной разрухи. Но Замятину (и не только ему в ту пору) представля-
лось, что другого выбора не будет и что людям навязана единственная
модель дальнейшего движения - новый вариант тоталитаризма.

Роман Замятина приобрел особую цену и поучительность в следую-
щем смысле: как предупреждение о возможных искажениях социализма, об
опасности уклонений от демократического пути и злоупотреблений насилия
над человеческой личностью. Последующие события отечественной и миро-
вой истории показали, что тревоги писателя не были напрасными. Наш на-
род пережил и горькие уроки коллективизации, и сталинизм, и репрессии,
и всеобщий страх, и застой.

Очень многие сцены романа заставляют вспомнить недавнее прош-
лое. Манифестация в честь Благодетеля, официозные, единогласные выбо-
ры, "хранители", которые следят за каждым шагом человека. Но Замятин
показывает, что в обществе, где все направлено на подавление личности,
где игнорируется человеческое "я", где единоличная власть является не-
ограниченной, возможен бунт. Способность и желание чувствовать, лю-
бить, быть свободным в мыслях и поступках толкают людей на борьбу. Но
власти находят выход: у человека при помощи операции удаляют фантазию
- последнее, что заставляло его поднимать гордо голову, чувствовать
себя разумным и сильным. Все же остается надежда, что человеческое
достоинство не умрет при любом режиме. Эту надежду высказывает женщи-
на, которая своей красотой побуждает на борьбу.

У Замятина в романе есть мысль, необычная для многих наших
современников. Писатель настаивает на том, что не существует идеально-
го общества. Жизнь - это стремление к идеалу. И когда это стремление
отсутствует, мы наблюдаем разлагающее время застоя.

Есть в романе еще одна тема, созвучная сегодняшнему дню. Это
тема экологической тревоги. "Антиобщество", изображенное в книге, не-
сет гибель естеству жизни, изолируя человека от природы. Автор мечтает
выгнать "обросших цифрами" людей "голыми в леса", чтобы они учились
там у птиц, цветов, солнца. Только это, по мнению автора, может восс-
тановить внутреннюю сущность человека.

Автор романа "Мы" принадлежит к тем крупным художникам, кто
усиленно приковывал внимание к "вечным ценностям" в условиях глобаль-
ных исторических сдвигов XX столетия. В свое время роман не был при-
нят. Очень дорого обошлись нам легкомыслие и обидчивость тогдашних
идеологов по отношению к сомнениям Замятина. Автор на своих "запрет-
ных" страницах выстраивает непрерывную цепочку времени, не прослеживая
которую нельзя понять ни настоящего, ни будущего. Произведения, подоб-
ные роману "Мы", пробившиеся к нам из небытия, позволят "по-новому"
взглянуть на события истории, осмыслить роль человека в них. "Мы" -
предостережение против отказа сопротивляться, если человеческое сооб-
щество хотят превратить в совокупность "винтиков". Такие произведения,
как "Мы", "выдавливают" из человека рабство, делают его личностью.

Уезжая в эмиграцию, Замятин (как он об этом писал Сталину) на-
деялся, что, может быть, вскоре вернется, - "как только у нас станет
возможно служить в литературе большим идеям без прислуживания малень-
ким людям, как только у нас хоть отчасти изменится взгляд на роль ху-
дожника слова". Замятин смог вернуться на родину лишь с концом "ига
разума" и началом распада Единого государства. Посмертно.

 

Судьбы русской деревни в литературе 1950-80 гг.

 

Русская деревня... Какая она? Что мы имеем в виду, когда про-
износим слово "деревня"? Сразу же вспоминается старый дом, запах све-
жего сена, необъятные поля и луга. А еще вспоминаются крестьяне, эти
труженики, и их крепкие мозолистые руки. У каждого, наверное, из моих
ровесников есть бабушка или дедушка, живущие в деревне. Приезжая к ним
летом отдыхать, а точнее, работать, мы своими глазами видим, как труд-
на жизнь крестьян и насколько трудно нам, городским, приспособиться к
этой жизни. Но всегда хочется приехать в деревню, отдохнуть от городс-
кой суеты.

Многие писатели не обошли в своем творчестве судьбу русской
деревни. Одни восхищались деревенской природой и "учились в истине
блаженство находить", иные видели истинное положение крестьян и назы-
вали деревню нищей, а ее избы - серыми. В советское время тема судьбы
русской деревни стала чуть ли не ведущей, а вопрос великого перелома
актуален и в наши дни. Нужно сказать, что именно коллективизация зас-
тавила писателей взяться за перо.

Вспомним "Поднятую целину" Шолохова, "Котлован" Платонова, по-
эмы Твардовского "По праву памяти" и "Страна Муравия". Эти произведе-
ния, казалось бы, должны рассказать нам все о судьбе русского кресть-
янства, показать положение деревни. Но все же эта тема остается для
нас загадкой, ведь о "великом переломе" принято было умалчивать:

Забыть, забыть велят безмолвно,

Хотят в забвенье утопить.

Живую быль. И чтобы волны

Над ней сомкнулись. Быль - забыть.

Но забыть невозможно, потому что события тех лет очень больно
отдаются в современности, в нашей сегодняшней жизни.

В повести "Прощание с Матерой" В.Распутин ставит перед читате-
лем вопрос: нужно ли затоплять деревню, если вышестоящие организации
решили поставить на ней ГЭС? Разумеется, научно-технический прогресс
превыше всего, но как можно лишать крестьян родной Матеры? Деревня
должна уйти под воду, а жители переселиться в другую деревню. Крестьян
никто не спрашивал, хотят ли они этого: приказали - будь добр, подчи-
няйся! Интересно, что жители по-разному отреагировали на такое реше-
ние. Старики, прожившие в родном селе всю свою жизнь, не могут просто
расстаться с Матерой. Здесь знаком каждый уголок, каждая березка,
здесь прах родителей, дедов. Так, главная героиня повести старуха
Дарья не может покинуть свою избу. Очень трогателен эпизод, когда ста-
рая Дарья украшает свою избу перед тем, как ее навсегда покинуть. Как
мучительно рассуждает эта малограмотная женщина о судьбе своей дерев-
ни!

Сыну Дарьи тоже жаль расставаться с домом, но он согласен с
тем, что наука важнее природы, и они должны переселиться во что бы то
ни стало.

Не только люди, но и сама природа против грубого, бесцеремон-
ного вторжения в жизнь. Вспомним, могучий царский листвень, который не
могли взять ни топор, ни пила, ни огонь. Все он выдержал и не сломил-
ся. Но так ли вечна природа?

В.Распутин касается многих нравственных вопросов в своей по-
вести, но судьба Матеры - ведущая тема этого произведения.

Ну а что случалось с крестьянами, когда они покидали родную
деревню в период коллективизации? Их ссылали на Соловки, в Сибирь, на
лесоповалы, в шахты, где живые завидовали мертвым. Жестоко обошлась
судьба с Хведором Ровбой, главным героем произведения В.Быкова "Обла-
ва". Сначала Хведор теряет жену, а потом и дочь, которых любил безум-
но. Вроде бы надо озлобиться, возненавидеть всех, кто согнал его с
родной земли-матушки. Но Хведор вытерпев и пережив все, опять возвра-
щается на Родину. Вообще, главной чертой русских крестьян является то,
что они не могут жить без родной земли.

К этой же теме примыкает рассказ А.И.Солженицына "Матренин
двор". Действие рассказа происходит в 1956 году. Молодой учитель посе-
лился в избе крестьянки Матрены, и читатель может увидеть деревенскую
жизнь глазами интеллигента. Нас сразу же поражает бедность и убогость
ее жилища. Это была темная комната, в которую свет попадал только из
окна, это многочисленные тараканы и мыши, хромая кошка. Матрена живет
уже в то время, когда позади остались гражданская война, коллективиза-
ция. Неужели в пятидесятые годы крестьяне были такими бедными? Мы не
увидим у Матрены ни хорошо налаженного хозяйства, ни огорода, ни пали-
садника, ни скота. Одна коза грязно-белого цвета да колченогая кошка -
вот весь скот Матрены.

Судьба крестьянки достаточно трагична: Матрена была больна, но
не считалась инвалидом, она не работала в колхозе, поэтому пенсия ей
не полагалась. А для того, чтобы получить пенсию за умершего мужа,
нужно было обойти множество учреждений. Одним словом, как пишет сам
писатель, "много было наворочено несправедливости с Матреной".

Но несмотря на все тяготы жизни Матрена не озлобилась: она
настолько добра и бесхитростна, что помогает всем соседкам копать кар-
тошку. Она думала о себе в самую последнюю минуту, лишь бы ее кварти-
ранту было хорошо.

Но злость и жадность окружающих погубили крестьянку. Во время
перевоза горницы попадают под поезд несколько человек, в том числе и
Матрена.

В конце рассказа автор пишет, что именно на таких крестьянах,
как Матрена, держится деревня, держится земля.

Создание и поддержка сайта: © Jon 31 December, 2004 - 15 February 2005

Все права защищены. При использовании материалов сайта ссылка обязательна.

Сайт создан в системе uCoz